Вопрос 3. Сущность и порядок введения наблюдения

Наблюдение представляет собой процедуру, направленную на обеспечение сохранности имущества должника и проведение анализа его финансового состояния с целью выявления возможности восстановить платежеспособность должника.

Наблюдение вводится не сразу после принятия заявления (ст. 56 Закона), а по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя. Наблюдение вводится сразу лишь по заявлению самого должника.

Последствия вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения:

• Требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только в соответствии с Законом «О несостоятельности».

• По ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств.

• Приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника.

• Запрещаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделение доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая).

• Запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам.

• Не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная п. 4 ст. 134 настоящего Федерального закона очередность удовлетворения требований кредиторов.

Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника.

Органы управления должника с письменного согласия временного управляющего могут совершать сделки, которые связаны:

• с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения;

с получением и выдачей займов (кредитов), поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления предприятия должника. Органы управления должника не могут совершать сделки по:

• реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) и ликвидации должника;

• созданию юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах;

• созданию филиалов и представительств;

• выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками);

• размещению должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;

• выходу из состава учредителей (участников) должника, приобретению у акционеров ранее выпущенных акций;

• участию в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц;

• заключению договоров простого товарищества.

Руководитель должника в течение десяти дней обязан обратиться к учредителям должника с предложением провести общее собрание учредителей для рассмотрения вопросов об обращении к первому собранию кредиторов должника.

Должник вправе осуществить увеличение своего уставного капитала путем размещения по закрытой подписке дополнительных обыкновенных акций за счет дополнительных вкладов своих учредителе(участников) и третьих лиц в порядке, установленном федеральными законами и учредительными документами должника. В этом случае государственная регистрация отчета об итогах выпуска дополнительной эмиссии обыкновенных акций и изменений учредительных документов должника должна быть осуществлена до даты судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве.

На этой стадии актуальным является вопрос экспресс-анализа жизнедеятельности предприятия. Наблюдение считается первым этапом ограничения финансовой самостоятельности предприятия.

Наблюдение оканчивается с момента вынесения арбитражным судом определения о введении следующей процедуры банкротства, утвержденной первым собранием кредиторов.

Возможно введение финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства либо вообще прекращение дела и утверждение мирового соглашения (ст. 75 Закона).

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом. Дело о банкротстве может быть возбужденно арбитражным судом, если:

• требования к предприятию-должнику в совокупности составляют не менее 100 тыс. руб.;

• соответствующие обязательства не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.

Правом подачи заявления о признании предприятия-должника банкротом обладают:

• должник;

• конкурсные кредиторы;

• уполномоченные органы.

Должник — это предприятие, оказавшееся неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Должник вправе подать заявление в арбитражный суд при наличии обстоятельств, свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить требования кредиторов в установленный срок.

Однако должник пока очень редко является инициатором собственного банкротства. Число дел, возбужденных по инициативе должника, не достигает 10% общего количества арбитражных дел о банкротстве. Между тем при нормализации экономической жизни доля таких дел будет возрастать.

Закон «О несостоятельности (банкротстве)» определяет условия и порядок возбуждения дела должником. Закон также устанавливает обязанность по подаче должником заявления о банкротстве. Такая обязанность возникает, когда удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов при водит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами.

Если какое-либо предприятие ликвидируется без применения процедуры банкротства, но в ходе этого процесса выясняется, что стоимость имущества недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, орган, осуществляющий ликвидацию, также обязан подать в суд заявление о банкротстве.

Правом подачи заявления в суд наделен не руководитель, а орган, уполномоченный принимать решения о ликвидации. На руководителе же лежит обязанность исполнить такое решение.

Должник уведомляет о своем заявлении всех кредиторов с тем, чтобы они могли вступить в дело уже на первом заседании суда. Конкурсные кредиторы — это кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда здоровью, а также учредителей.

Конкурсный кредитор в соответствии с законодательством вправе самостоятельно или совместно с другими кредиторами подать заявление о банкротстве в арбитражный суд. Для любого кредитора, целью которого является получение долга, подача заявления в суд — самая крайняя мера.

Этому должны предшествовать попытки урегулирования в досудебном порядке, взыскания через суд задолженности.

Уполномоченные органы — это федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве требования по денежным обязательствам и обязательным платежам.

В соответствии с законом «О несостоятельности (банкротстве)» эти уполномоченные органы имеют право:

• подать заявление о признании должника банкротом;

• участвовать в судебных заседаниях, собраниях кредиторов и других процедурах в целях взыскания задолженности с должника.

Для правильного выбора последующей процедуры: финансового оздоровления, внешнего управления, мирового соглашения или конкурсного производства — проводится анализ финансового состояния должника.

Анализ должен дать ответ на вопрос: возможно или невозможно восстановление платежеспособности должника? При положительном ответе предпочтительным является введение финансового оздоровления или заключение мирового соглашения. При отрицательном — путь ведет к конкурсному производству. Кроме того, анализ должен показать возможность или невозможность покрытия судебных расходов за счет имущества должника.

Для проведения анализа финансового состояния временный управляющий вправе получать от должностных лиц любую необходимую информацию, а также привлекать на договорной основе необходимых специалистов. Оплата труда таких специалистов производится из средств должника.

На основе проведенного анализа финансового состояния должника временный управляющий готовит первому собранию кредиторов предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника и обоснование целесообразности введения последующей процедуры банкротства.

Временный управляющий должен созвать первое собрание кредиторов не позднее 10 дней до назначенной судом даты окончания наблюдения.

Участниками первого собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, внесенные в реестр требований кредиторов.

В первом собрании кредиторов без права голоса принимают участие:

• руководитель должника;

• представитель учредителей (участников) должника;

• представитель работников должника.

Компетенция первого собрания кредиторов:

• принятие решения о введении одной из двух процедур банкротства: финансового оздоровления или внешнего управления — и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;

• принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

• образование и избрание членов комитета кредиторов;

• определение саморегулируемой организации, которая должна представить в арбитражный суд кандидатуры арбитражных управляющих;

• определение требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;

• рассмотрение иных вопросов, предусмотренных законом.

Решение первого собрания кредиторов о введении финансового оздоровления должно содержать:

• предлагаемый срок финансового оздоровления;

• утвержденный план финансового оздоровления;

• утвержденный график погашения задолженности;

• требования к кандидатуре административного управляющего.

Решение первого собрания кредиторов о введении внешнего управления должно содержать:

• предлагаемый срок внешнего управления;

• требования к кандидатуре внешнего управляющего.

В решении первого собрания кредиторов об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства могут содержаться:

• предлагаемый срок конкурсного производства;

• требования к кандидатуре конкурсного управляющего.

На основании решения первого собрания кредиторов арбитражный суд выносит определение (или принимает решение):

• о введении финансового оздоровления;

овведении внешнего управления;

• о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства;

• утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве.

С даты введения арбитражным судом финансового оздоровления, внешнего управления, признания должника банкротом или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.