Основы организации технологического процесса

В основу организации технологического процесса должна быть положена единая функциональная схема предприятия автосервиса.

 

Рисунок 1. Функциональная схема предприятия автосервиса.

 

Автомобили, прибывающие для проведения ТО и ремонта, проходят участок уборочно-моечных работ и поступают на участок приемки для определения необходимого объема и стоимости работ. Если, автомобиль поступает чистым, он может не направляться на участок уборочно-моечных работ. Если на участке приемки автомобилей возникают затруднения с определением объема необходимых работ, то он уточняется после прохождения автомобилем участка диагностики. Диагностика дает возможность определения объема необходимых работ индивидуально для каждого автомобиля. После диагностирования автомобиль поступает в зону ТО и ремонта. Работы распределяются между участками. Производственные участки ТО и ТР с рабочими постами считаются основными, причем их компоновка в значительной мере зависит от методов организации работ: на отдельных, как универсальных, так и специализированных постах или с применением поточных линий. Участки, специализирующиеся на выполнении различных видов вне постовых работ, например, ремонта топливной аппаратуры, электрооборудования, аккумуляторных батарей и др., считаются вспомогательными.

В планировочном отношении необходимо учитывать то, что число постов и их состав со временем должны меняться. Как правило, основная часть работ по ТО и ТР выполняется в общем зале. Вне общего зала обычно находятся участки кузовных работ и окраски. После выполнения необходимого комплекса работ, автомобиль поступает на участок контроля и выдачи. При необходимости качество работ может быть проверено на постах диагностики. В случае когда посты диагностики и приемки заняты или отсутствует владелец, автомобиль поступает в зону ожидания.

Рабочие посты и автомобиле-места отличаются тем, что первые проектируются по нормам, обеспечивающим между ними и элементами здания разрывы и условия, технически необходимые для выполнения того или иного комплекса работ по ТО и ТР, а вторые, по нормам стоянки автомобилей.

В зависимости от выбранного метода ТО и ТР, расположение участков и постов на предприятии автосервиса может быть различным. В качестве примера рассмотрим схему расположении участков и постов на типовом предприятии автосервиса, включающем 25 рабочих постов.

Рисунок 2. Схема расположения постов и участков предприятия автосервиса.

 

На рис. 2 приведена схема расположения участков и постов.

Закрепление автомобиле-мест ожидания за специализированными участками (7, 8, 9, 10, 11, 12) носит условный характер, поскольку рассматриваемые виды специализированных работ в большемсвоем объеме являются цеховыми и могут быть выполнены, когда автомобиль находится на любом рабочем посту или автомобиле-месте ожидания. В основу условного закрепления автомобиле-мест ожидания за специализированными участками 7 – 12 положен принцип наибольшего приближения их к этим постам.

На схеме (см. рис. 2) все посты имеют определенные индексы: первая цифра до точки обозначает принадлежность данного поста к определенному участку, вторая цифра (после точки) обозначает вид поста и расшифровывается: 0 — автомобиле-место ожидания; 1 – рабочий пост со стационарным подъемно-транспортным оборудованием; 2 — рабочий напольный пост; 3 — вспомогательный пост; 4 — рабочий пост со стендом для проверки тормозов; 5 — рабочий пост со стационарным оборудованием для проверки и регулировки углов установки колес; 6 — рабочий пост с оборудованием для проверки приборов освещения и сигнализации, а также двигателя и его систем (возможна установка мощностного стенда). Пользуясь приведенными выше индексами, можно обозначить посты и участки, изображенные на рис. 2, следующим образом:

1 - участок приемки и выдачи; 1.3 – пост контроля, приемки и выдачи (вспомогательный);

2 - участок мойки; 2.1 — пост мойки (рабочий); 2.3 — пост сушки (вспомогательный);

3 - участок диагностирования; 3.4 — рабочий пост со стендом для проверки тормозов; 3.5 — рабочий пост со стационарным оборудованием для проверки и регулировки углов установки колес; 3.6 — рабочий пост проверки двигателя, его систем и приборов освещения и сигнализации (может быть оснащен мощностным стендом);

4 - участок ТО; 4.1—рабочий пост ТО со стационарным подъемным оборудованием; 4.2 — рабочий напольный пост ТО; 4.0—автомобиле-место ожидания;

5 - участок ТР; 5.1 — рабочий пост ТР со стационарным подъемным оборудованием; 5.0 — автомобиле-место ожидания;

6 - участок смазки; 6.1 — рабочий пост со стационарным подъемным оборудованием; 6.0 — автомобиле-место ожидания;

7 - участок ремонта и заряда аккумуляторных батарей; 7.0 — автомобиле-место ожидания;

8 - участок ремонта электрооборудования и приборов; 8.0 — автомобиле-место ожидания;

9 - участок ремонта топливной аппаратуры; 9.0 — автомобиле-место ожидания;

10 - агрегатно-механический участок; 10.0 — автомобиле-место ожидания;

11 - шиномонтажный участок; 11.0 — автомобиле-место ожидания;

12 - обойный участок; 12.0 — автомобиле-место ожидания;

13 - кузовной участок; 13.1 — рабочий пост со стационарным подъемным оборудованием; 13.2 — рабочий напольный пост; 13.0 — автомобиле-место ожидания;

14 - малярный участок; 14.1 — рабочий пост со стационарным подъемным оборудованием; 14.2 — рабочий напольный пост; 14.3 — вспомогательный пост.

Учитывая права владельца автомобиля заказать на предприятии автосервиса выполнение работы любого вида или выборочного комплекса, ниже рассматриваются наиболее характерные (типовые) варианты возможного сочетания видов и комплексов работ по ТО и ТР автомобилей и их рациональной организации.

Для наглядности типовые виды работ, выполняемые на предприятии автосервиса, можно условно обозначить индексами:

ПР — приемка и проведение осмотровых работ; УМ — уборочно-моечные работы; Д— диагностические работы; ТО (КР — крепежные работы; РГ — регулировочные работы; СП — работы по системе питания; СЭ — работы по системе электрооборудования; СМ — смазочные работы); ТР — работы текущего ремонта (участки 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14); КК — контроль качества выполненных ра­бот; В — выдача автомобиля владельцу;

и изобразить возможные варианты заказов в виде типовых схем (рис. 3, 4 и 5).

При этом в типовых функциональных схемах последовательности проведения работ и технологических схемах прохождения постов используются вышеприведенные цифры (см. рис. 2) поста и условные обозначения работ.

В процессе проведения обслуживания может оказаться, что пост, в который должен направляться автомобиль для очередного воздействия занят. В этом случае автомобиль ставится на автомобиле-место ожидания и по мере освобождения постов направляется на нихсогласно соответствующему варианту схемы.

При выполнении любого вида или комплекса работ автомобиль проходит приемочно-осмотровые и уборочно-моечные работы (взаимная последовательность выполнения этих работ зависит от планировочной схемы предприятии автосервиса), а также диагностические работы по определению технического состояния узлов, агрегатов и систем автомобиля, влияющих на безопасность движения (при необходимости и углубленное диагностирование).

Затем автомобиль направляется на соответствующие посты или автомобиле-места ожидания для выполнения работ, предусмотренных данным вариантом:

вариант 1 (выполнение работ ТО в полном объеме) — в зону ТО, где в определенной последовательности (согласно технологическим картам) выполняются работы (крепежные, регулировочные, посистеме питания, по системе электрооборудования, смазочные), предусмотренные объемом ТО-1 или ТО-2;

вариант 2 (выполнение выборочных работ ТО) — в зону ТО где выполняются выборочные виды или комплекс работ, согласованные с заказчиком;

вариант 3 (выполнение работ ТО в полном объеме и работ ТР)— в зону ТР на посты ТР и автомобиле-места вспомогательных производственных участков, на кузовной участок 13, на малярный участок 14. Из зоны ТР после диагностирования автомобиль поступает на ТО, которое проводится согласно технологическим картам;

вариант 4 (выполнение выборочных работ ТО и работ ТР) — в зону ТР. Из зоны ТР автомобиль поступает в зону диагностики и ТО для проведения выборочных комплексов из объема ТО, которые заказаны владельцем автомобиля;

вариант 5 (выполнение работ ТО в полном объеме ТО и работ ТР, необходимость проведения которых была выявлена при диагностике) — на диагностический участок, затем в зону ТР. Из этой зоны автомобиль поступает в зону постов ТО, где проводится полный объем работ по ТО;

вариант 6 (выполнение выборочных работ ТО и работ ТР, необходимость проведения которых была выявлена при диагностике) — на участок диагностирования, затем в зону ТР. Из этой зоны автомобиль поступает в зону постов ТО, где выполняются заявленные комплексы работ;

вариант 7 (выполнение работ ТР по заявке владельца) — на участок ТР, где согласно технологическим картам выполняются заявленные владельцем работы;

вариант 8 (выполнение работ ТР, необходимость проведения которых выявлена при диагностике) — на участок диагностики. После диагностирования и уточнения объема работ с заказчиком автомобиль поступает в зону ТР, где согласно технологическим картам выполняются необходимые виды работ.

После выполнения соответствующих технических воздействий по одному из перечисленных вариантов, автомобиль проходит контроль полноты объема и качества работ (чаще всего на постах диагностики и приемки-выдачи автомобилей), а затем выдается владельцу или поступает в зону ожидания.

 

Рисунок 3. Типовые схемы последовательности выполнения работ и прохождения постов (варианты 1—3):

вариант 1 — выполнение работ ТО в полном объеме; вариант 2 — выполнение выборочных работ ТО, вариант 3 — выполнение работ ТО в полном объеме и работ ТР

Рисунок 4. Типовые схемы последовательности выполнения работ и прохождения постов (варианты 4—5):

вариант 4 — выполнение выборочных работ ТО и работ ТР; вариант 5 — выполнение работ TO в полном объеме и работ ТР, выявленных при диагностике

Рисунок 5. Типовые схемы последовательности выполнения работ и прохождения постов (варианты 6—8):

вариант 6выполнение выборочных работ ТО и работ ТР; вариант 7 — выполнение работ TР по заявке; вариант 8 – выполнение работ ТР, выявленных диагностикой.

 

3.2 Организация технологических процессов ТО и ТР на рабочих постах

Основным содержанием постовых работ ТО является контроль состояния узлов и агрегатов автомобиля, контроль и подтяжка крепления и регулировка, а также замена некоторых деталей.

Основным содержанием постовых работ ТР является замена неисправных деталей, узлов и агрегатов и связанные с этим регулировочные, контрольные и смазочные работы.

Для работ ТР характерны большая номенклатура устраняемых отказов и неисправностей и значительные трудоемкости выполняемых работ. Номенклатура работ, выполняемых при постовом ремонте, содержит около 500 наименований, а трудоемкость одного постового ремонта колеблется в пределах 0,1 ÷ 15 чел ∙ час.

Автомобиль, поступивший для проведения ТО-1 или ТО-2, проходит следующие технологические операции: моечно-уборочные, приемочную проверку и контрольно-диагностические работы с оформлением бланков документации, а также крепежные, регулировочные по системам питания и электрооборудования и смазочно-очистительные работы. В случае необходимости выполнение ТР, оговоренного и согласованного с заказчиком, автомобиль сначала направляется на пост ТР, а затем на участок ТО.

Если необходимость ремонта выявляется при проведении ТО, то после согласования с владельцем автомобиля, ремонт выполняется на специализированном посту участка ТР.

Схема технологического процесса полнообъемного ТО на предприятии автосервиса представлена на рисунке 6.

Рисунок 6. Схема производственного процесса полнообъемного ТО.

При выполнении по желанию клиента неполного объема работ, схему технологического процесса можно корректировать.

Участок постов ТР является основным участком по выполнению ремонтных работ. Основное назначение участка – проведение сборочно-разборочных работ по агрегатам, узлам, деталям и технологически с ним связанных наладочно-регулировочных работ. Предприятия автосервиса, в основном, выполняют работы ТР с устранением неисправностей, заявленных владельцем автомобиля, выявленных в процессе приемочного контроля, а также в результате проведения контрольно диагностических работ и ТО, выполнение которых на постах диагностики и ТО ввиду большого объема или других причин нецелесообразно.

Схема технологического процесса ТР представлена на рисунке 7.

Рисунок 7. Схемы технологического процесса ТР.