Выбор и обоснование методов организации технологических процессов ТО и ТР
В зависимости от числа постов и уровня их специализации при ТО используют два метода: метод универсальных и метод специализированных постов. Посты при любом методе могут быть тупиковыми и проездными. На универсальных постах, все работы, предусмотренные для данного вида ТО, выполняются на одном посту бригадой рабочих-универсалов.
Сущность такой формы организации ТО -1 или ТО-2 заключается в том, что организуется несколько универсальная (тупиковых или проездных постов) и столько же бригад рабочих, специализирующихся по видам работ ТО или по агрегатам и системам автомобиля. Трудоемкость работ для каждой бригады подбирается с таким расчетом, чтобы они начинали и заканчивали работы одновременно на всех постах. После выполнения предусмотренного объема работ бригады меняются местами, т.е. переходят со своим инструментом и приспособлениями на другие посты по установленной схеме.
Метод специализированных постов состоит в том, что весь объем работ данного вида ТО распределяется по нескольким постам. Посты и рабочие на них специализируются либо по видам работ (контрольные, крепежные, смазочные и т.п.), либо по агрегатам, системам автомобиля.
Метод специализированных постов может быть поточным и операционно-постовым. При поточном методе все работы выполняются на специализированных постах, расположенных в определенной технологической последовательности, совокупность которых образует линию обслуживания. Посты на линии обслуживания могут располагаться как прямоточно (по направлению движения автомобилей), так и в поперечном направлении. Перемещение автомобилей по постам может осуществляться своим ходом, перекатыванием без пуска двигателя, иногда кран балками и другими способами. Недостатком любой поточной линии является невозможность изменения объема работ на каком либо из постов, если для этой цели не предусмотреть заранее резервных рабочих, включаемых в выполнение дополнительно возникших работ сопутствующего ремонта.
2.7 Расчет производственных площадей
Площади производственных помещений определяются следующими методами:
· аналитическим по удельной площади приходящейся на один автомобиль, единицу оборудования или одного рабочего;
· графическим по планировочной схеме, на которой в принятом масштабе вычерчиваются посты и выбранное технологическое оборудование с учетом категории подвижного состава и с соблюдением всех нормативных расстояний между автомобилями, оборудованием и элементами зданий;
· графоаналитическим (комбинированным) путем планировочных решений и аналитических вычислений.
Ориентировочно площадь любой зоны ТО, участка диагностирования или ТР может быть определена по зависимости:
, (28)
где Fа –площадь, занимаемая автомобилем в плане, м2;
∑Fоб – суммарная площадь оборудования в плане, расположенного вне площади, занятой автомобилями, м2;
П – расчетное число постов в соответствующей зоне, м2;
Кпл – коэффициент плотности расстановки постов и оборудования, зависящих от назначения производственного помещения:
Зоны обслуживания и ремонта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 – 5
Кузнечно-рессорный . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4,5 – 5,5
Сварочные, жестяницкие, арматурные цеха . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 – 5
Моторный, агрегатный, шиномонтажный,
вулканизированный, малярные цеха .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3,5 – 4,5
Слесарно-механический, медницкий,
аккумуляторный, карбюраторный, обойный цеха . . . . .. . . . . . . . . . . . . 3 – 4
При поточном производстве площадь зоны ТО, участка диагностирования:
, (29)
где L3 – длина зоны (участка), м;
В3 – ширина зоны (участка), м
, (30)
где Lл – рабочая длина линии, м; а = 1,5 ÷ 2 м – расстояние между автомобилями, находящимися на потоке.
При проектировании поточных линий размеры помещения зоны по длине и ширине должны быть кратны стандартному размеру пролетов, равному 6 м. Допускается размер пролета по ширине здания, равный 9 м.
Площадь участка, при заезде на него автомобиля может быть определена по зависимости:
. (31)
Для приближенного расчета площади участка (группы участков):
, (32)
где fр1 ,fр2 – соответственно удельные площади, приходящегося на 1-го и последующего рабочих участка, м2 ;
Рт – технологическое число рабочих, одновременно работающих на данном участке в большей смене.
Участки | fр1 | fр2 |
Слесарно-механический | 8-12 | 5-10 |
Кузнечно-рессорный | ||
Медницкий | ||
Жестяницкий | ||
Сварочный, обойный, шиномонтажный, аккумуляторный | ||
Агрегатный, деревообрабатывающий | ||
Карбюраторный (топливной аппаратуры), арматурный | ||
Электротехнический | ||
Малярный, кузовной при вводе автомобиля на участок |
Отступление от расчетной площади при проектировании или реконструкции любого производственного помещения допускается в пределах ± 20% для помещений с площадью не более 100 м2 и ± 10% для помещений с площадью свыше 100 м2.