Аудит расчетов с поставщиками, покупателями, разными дебиторами и кредиторами, подотчетными лицами
Источниками информации для проверки расчетов с поставщиками, покупателями, разными дебиторами и кредиторами, подотчетными лицами являются: договоры поставки продукции (выполнения работ, оказания услуг), накладные, счета-фактуры, акты сверки расчетов, протоколы о зачете взаимных требований, акты инвентаризации расчетов, векселя, копии платежных документов, книга покупок, книга продаж, авансовые отчеты, учетные регистры (журналы-ордера, ведомости, машинограммы) по счетам 60, 62, 71, 75, 76, 79, 91 007 и др., Главная книга, бухгалтерская отчетность, Положение об учетной политике предприятия и др.
В ходе аудита расчетов с поставщиками, покупателями, разными дебиторами и кредиторами, подотчетными лицами должны быть решены следующие задачи:
- проверка правильности оформления первичных документов по при
обретению товарно-материальных ценностей и получению услуг с целью подтверждения обоснованности возникновения кредиторской задолженности;
- подтверждение своевременности погашения и правильности отражения на счетах бухгалтерского учета кредиторской задолженности;
- оценка правильности оформления и отражения в учете предъявленных претензий;
- проверка правильности оформления первичных документов по по
ставке товаров и оказанию услуг с целью подтверждения обоснованности возникновения дебиторской задолженности;
- подтверждение своевременности погашения и правильности отражения на счетах бухгалтерского учета дебиторской задолженности;
- подтверждение правильности оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета операций, осуществляемых в рамках договора простого товарищества;
- проверка правильности оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета расчетов с дочерними (зависимыми) обществами, учредителями (участниками);
- подтверждение достоверности оформления и отражения на счетах
бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами.
Проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками предусматривает прежде всего изучение договоров поставки сырья и материалов и других хозяйственных договоров на оказанные предприятию услуги, выполненные работы. Эти договоры должны отвечать требованиям Гражданского кодекса РФ (часть I. главы 9 - 18). К числу важнейших требований при осуществлении сделок на поставку товаров (работ, услуг) помимо соблюдения формы договора относятся также полнота и своевременность исполнения сторонами обязательств вне зависимости от срока договора. Сделки, осуществляемые сторонами умышленно без соблюдения установленной Гражданским кодексом РФ формы, не в полном объеме или несвоевременно, считаются ничтожными (недействительными).
Аудиторы должны установить наличие договоров поставки по проведенным сделкам, правильность их оформления, дату возникновения и причину образования просроченной задолженности. Далее, как правило, выборочно проверяются расчетные операции с поставщиками по данным расчетно-платежных документов и учетных регистров по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". В состав выборки включаются поставщики, расчетные операции с которыми осуществляются систематически, или суммы расчетов с которыми существенны. В процессе проверки выясняется дата проведения и характер операций, правильность применения цен по поступившим ценностям, полнота их оприходования, обоснованность выделения НДС.
При поступлении товарно-материальных ценностей, на которые не получены расчетные документы (неотфактурованные поставки), устанавливается, не числятся ли эти потупившие ценности как оплаченные, но находящиеся в пути (дебиторская задолженность). Определяется также, проводилась ли инвентаризация и сверка расчетов, предъявлялись ли штрафные санкции к поставщикам при нарушении договорных обязательств, обоснованность начисленных или полученных сумм штрафных санкций. При необходимости может быть проведена контрольная инвентаризация ценностей и расчетов, встречная сверка документов и регистров учета на проверяемом предприятии и у поставщиков.
Следует проконтролировать правильность корреспонденции счетов, указанной в учетных регистрах. Кредитовые записи по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" сверяют с дебетовыми записями по счетам 08 "Вложения во внеоборотные активы", 10 "Материалы", 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", 20 "Основное производство", 41 'Товары" и др. Дебетовые записи по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" сверяют с кредитовыми записями по счетам 50 "Касса", 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета", 55 "Специальные счета в банках" (или по счетам 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" при бартерных сделках). Данные синтетического учета подтверждаются аналитическими данными. Итоговые записи по оборотам и остаток по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" сверяются с данными Главной книги и бухгалтерским балансом.
Особое внимание аудиторы должны обратить на операции с использованием векселей, отражение которых в учете нередко производится с ошибками. Следует учитывать, что выданные векселя отражаются у предприятия счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", процент по векселю относится на себестоимость приобретенных товарно-материальным ценностям. НДС подлежит возмещению из бюджета только после оплаты векселя.
Полнота оприходования поступивших от поставщиков товарно-материальных ценностей, обоснованность возмещения по ним НДС контролируется с помощью таких приемов, как прослеживание, сопоставление и др. Обоснованность расчетов с подрядчиками на выполняемый работы должна подтверждаться кроме заключенных договоров, наличие» проектно-сметной документации, актов сдачи-приемки выполнении) работ, счетов-фактур. Реальность числящейся кредиторской или дебиторской задолженности по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", точность произведенных расчетов, качество проектов и смет, отсутствие приписок могут быть проверены в том числе и путем контрольного обмера выполненных работ с привлечением эксперта.
На основе изучения данных первичных документов и регистров аналитического учета аудиторы должны установить, погашается ли задолженность поставщикам и подрядчикам в пределах сроков, указанных в договоpax, выявить случаи просроченной кредиторской задолженности и проверить обоснованность списания такой задолженности на счет 91-1 "Прочие доходы". Должно быть проверено, не списываются ли с кредита счета "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" в затраты на производстве суммы, не относящиеся к производственной деятельности предприятия.
Следует проанализировать также правильность оформления и отражения в учете выданных авансов, отражаемых на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" обособленно. Аудиторы путем изучения первичных документов и учетных регистров выясняют обоснованность выдачи авансов (в том числе в валюте), правильность ведения аналитического учета авансов, соответствие данных аналитического и синтетического учета.
В процессе проверки расчетов по претензиям к поставщикам и подрядчикам в связи с несоблюдением цен и тарифов, предусмотренных договорами; обнаружением арифметических ошибок в расчетных документах; несоответствием качества поставленных ценностей стандартам или техническим условиям и др. аудиторам необходимо обратить внимание на своевременность и правильность оформления претензионных документов; обоснованность претензий к проверяемому предприятию; npaвильность корреспонденции счетов; правильность ведения аналитического учета в разрезе каждой предъявленной и полученной претензии.
Путем изучения первичных документов и учетных регистров по счету 76-2 "Расчеты по претензиям" аудиторам предстоит выяснить, не скрываются ли под видом расчетов по претензиям суммы недостач и потерь товарно-материальных ценностей, не возмещенных предприятию в установленном порядке и по которым отсутствуют документы, дающие право на списание, а также факты хищений ценностей должностными лицами. Следует также установить, проводились ли внутренние расследования с целью выявления лиц, виновных в возникновении претензии к предприятию, и взыскивался ли с них причиненный ущерб.
Аудит расчетов с покупателями и заказчиками предусматривает изучение полноты и своевременности оформления и правильности отражения на счетах бухгалтерского учета таких расчетов.
В процессе проверки выясняется наличие и правильность оформления договоров на поставку продукции, гарантийных писем от покупателей. По данным первичных расчетно-платежных документов, актов инвентаризации расчетов и учетных регистров по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" устанавливается достоверность, законность и реальность задолженности за реализованную (отгруженную) продукцию (работы, услуги).
При анализе расчетов с использованием различных форм безналичных расчетов выясняется наличие всех оправдательных документов, а мри необходимости проводятся встречные сверки в банке или у покупателя. Особое внимание обращается на правильность отражения в учете и налогообложения операций с использованием векселей. Аудиторам следует учитывать, что сумма вексельного процента по полученным векселям относится на счет 91-1 "Прочие доходы", обязательство по уплате в бюджет НДС возникает при поступлении денежных средств (товаров) или при зачете встречного требования по векселю.
Путем прослеживания и арифметического контроля устанавливается: правильность ценообразования при реализации продукции (работ, услуг), использования взаимозачетов, векселей. Проверяется также правильность ведения аналитического учета по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", который должен обеспечивать возможность получения информации о реальной задолженности каждого покупателя, в том числе обеспеченной векселями, срок оплаты по которым не наступил, или дисконтированными (учтенными в банке), денежные средства по которым также не поступили в срок. Изучаются все имеющиеся факты просроченной дебиторской задолженности, устанавливаются причины неплатежей.
Аудиторы должны проверить правильность отражения в учете сумм невостребованной дебиторской задолженности по договорам поставки (купли-продажи, и др.), срок исполнения обязательств по которым покупателями превысил четыре месяца со дня фактического получения ими товаров (работ, услуг). Такая задолженность должна списываться на убытки предприятия-поставщика без уменьшения налогооблагаемой прибыли. Аудиторам необходимо выяснить, учитывается ли данная задолженность на забалансовом счете 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов" в течение пяти лет с момента ее списания для наблюдения за возможностью взыскания при изменении имущественного положения должника. Следует также установить наличие дебиторской задолженности, по которой истек срок исковом давности, и было ли на сумму этой задолженности произведено уменьшение налогооблагаемой прибыли предприятия и начисление НДС.
Следует проанализировать также правильность оформления и отражения в учете полученных авансов, отражаемых на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" обособленно. Аудиторы путем изучения первичных документов и учетных регистров выясняют правильность ведения аналитического учета авансов, соответствие данных аналитического и синтетического учета, полнота уплаты НДС с авансов полученных.
В заключении выясняется соответствие применяемых в учете схем корреспонденции счетов по расчетам с покупателями и заказчиками схемам корреспонденции, предусмотренных Планом счетов.
Проверка расчетов с разными дебиторами и кредиторами включает анализ достоверности и правильности отражения в учете таких операций, как оплата услуг организаций связи, коммунального хозяйства, тепло- и водоснабжения, учебных заведений, за аренду имущества, по возмещению материального ущерба и др.
По данным первичных документов и учетных регистров по счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" аудиторам предстоит установить причины и давность возникновения дебиторской и кредиторской задолженности, правильность ее документарного оформления, реальность, не пропущены ли сроки исковой давности, какие меры принимаются для погашения и взыскания задолженности. В зависимости от объема операций и результатов предварительного тестирования системы внутреннего контроля расчетов могут применяться методы как сплошного, так и выборочного контроля. В последнем случае формируются выборки отдельно по дебиторам и кредиторам, в которые включают соответствующие операции за один месяц из каждого квартала проверяемого периода.
В обязательном порядке проверяется правильность составления корреспонденции счетов по каждому виду расчетов, организация аналитического учета по ним, обоснованность начисления (или возмещения) НДС по этим операциям. При необходимости проводится сверка отдельных, сомнительных по мнению аудиторов, операций по расчетам с организациями-дебиторами. Устанавливается также правильность отражения дебиторской и кредиторской задолженности в балансе - такая задолженность должна отражаться развернуто.
Проверяемое предприятие может выступать участником простого товарищества. Исходя из сущности и характера деятельности простого товарищества, организуется и процесс проверки. Прежде всего проверяется наличие и содержание договора простого товарищества. Изучается цель деятельности, ее участники, кому поручено ведение общих дел, порядок объединения имущества, выполнения работ, распределения прибыли и имущества и др.
Если проверяемое предприятие является товарищем, который ведет общие дела, то по каждому договору устанавливается фактический порядок оформления и учета совершаемых операций (наличие первичных документов, указание корреспонденции счетов в учетных регистрах, составление отчетности), правильность расчета и уплаты налогов в бюджет. Если проверяемое предприятие выступает "обычным" товарищем, то аудиторы проверяют правильность отражения в учете операций по передаче вклада (включая возникающие разницы между договорной и балансовой стоимостью имущества), получению доходов (убытков) от деятельности товарищества, расчета налогов на прибыль и на имущество предприятия.
Расчеты с подотчетными лицами возникают по суммам денежных средств, выданных работникам предприятия на хозяйственные, командировочные, представительские расходы, на оплату поставщикам за продукцию (работы, услуги) и др. Их учет осуществляется на счете 71 "Расчеты с подотчетными лицами".
Аудит таких расчетов может быть организован в два этапа. На первом этапе выполняется подтверждение целесообразности расходов, произведенных подотчетными лицами, правильности их оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета. На втором осуществляется проверка правильности организации аналитического учета расчетов с подотчетными лицами.
В процессе реализации первого этапа проверки на основе сделанного ранее вывода об эффективности систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами аудиторы принимают решение о методе проверки: сплошной или выборочный. Условием применения выборочного контроля является высокая, по мнению аудиторов, эффективность функционирования названных систем. В выборку включаются авансовые отчеты различных подотчетных лиц, по различным направлениям расходов и относящиеся к разным отчетным периодам. В противном случае методом сплошной проверки авансовых отчетов аудиторы устанавливают суммы, выдаваемые отдельным сотрудникам в подотчет, назначение и фактическое использование авансов, наличие приказов о направлении работников в командировки, правильность оформления и своевременность представления авансовых отчетов, наличие по ним оправдательных документов, сроки возврата в кассу неиспользованных сумм, правильность составления корреспонденции счетов по операциям с подотчетными лицами. В результате могут быть выявлены факты оплаты командировочных расходов (суточных, оплаты проезда и проживания в местах командировки) сверх установленных норм. Суммы превышения установленных норм, не подтвержденные документально, подлежат включению в совокупный доход работника и обложению налогом на доходы физических лиц. Эти суммы не уменьшают налогооблагаемую прибыль предприятия, а уплаченный по ним НДС не относится к налоговым вычетам. Покрываются за счет собственных средств предприятия также расходы по компенсации своим работникам стоимости проездных билетов городского и пригородного транспорта, по подписке на газеты и журналы для личного пользования (оформленной на домашний адрес) и т. п.
Особое внимание должно быть обращено на такие операции, как pасчеты с водителями за приобретенные ими горюче-смазочные матери; запасные части и т. п. Списание на себестоимость продукции израсходованных на эти цели сумм без предоставления оправдательных документ не допускается.
Обоснованность произведенных через подотчетное лицо представительских расходов должна подтверждаться наличием оправдательных документов: приказа о назначении лица, ответственного за проведение мероприятия; программы встречи с представителями другого предприятия; смет расходов, утвержденной руководителем; акта с приложенными документ ми, подтверждающими расходы; списка участников встречи и др.
Выявляя факты нарушений, аудиторы регистрируют их в рабочих документах и определяют сумму заниженной для налогообложения прибыли, также дополнительных начислений единого социального налога и нале на доходы физических лиц.
При проверке правильности корреспонденции счетов по изучаемым хозяйственным операциям важно исследовать также сторнировочные и другие исправительные записи, за которыми могут скрываться отдельные ошибки. Для этого кредитовые обороты по счету "Расчеты с подотчетными лицами" сверяют с суммами дебетовых oборотов по счетам учета материальных ценностей (10 "Материалы", 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и др.), затрат (20 "Основное производство", 26 "Общехозяйственные расходы" и др.), денежных средств (50 "Касса") и расчетов (60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками",76"Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и др.). Дебетовые оборот по счету 71 "Расчеты с подотчетными лицами" сверяют с суммами по кредиту счета 50 "Касса".
Проверяя организацию аналитического учета расчетов с подотчетными лицами, аудиторы должны учитывать, что сроки, на которые выдаются денежные средства в подотчет устанавливаются приказом руководителя предприятия и фиксируются в положении об учетной политике. Для контроля за сохранностью имущества предприятия целесообразно также; отдельным приказом определить состав должностных лиц, которым разрешено получать наличные денежные средства на хозяйственные и представительские расходы.
Достоверность записей по данному разделу учета подтверждается по итогам взаимной сверки сумм сальдо и оборотов по подотчетным лицам в аналитическом учете с суммами сальдо и оборотов по счету 71 "Расчеты с подотчетными лицами".
Обнаруженные в ходе аудита ошибки и нарушения аудиторы регистрируют в рабочей документации и определяют их количественное влияние на показатели бухгалтерской отчетности.
Как свидетельствует аудиторская практика, типичными ошибками, которые выявляются в ходе проверки расчетных операций, являются следующие:
- отсутствие договоров на поставку продукции, первичных расчетно-
платежных документов или их неполное оформление:
- ненадлежащее ведение учета (неправильная корреспонденция счетов,
недостоверность аналитического учета, формальное проведение инвентаризаций расчетов и т. п.);
- неправильное оформление и предъявление претензий по договорам;
- несоблюдение порядка выдачи денежных средств в подотчет и возврата неиспользованных сумм (нарушение сроков возврата подотчетных
сумм, выдача в подотчет денежных средств лицам, не отчитавшимся
по ранее полученным авансам и др.);
- отсутствие договора простого товарищества или составление его с нарушениями Гражданского кодекса РФ;
- отсутствие фактического совместного ведения дел, отдельного баланса
по договору простого товарищества;
- имущество, внесенное в качестве вклада по договору простого товарищества, не учитывается товарищами при начислении налога на имущество;
- прибыль, полученная товарищем, включается в налогооблагаемую
прибыль по факту поступления денежных средств, убытки относятся
на расходы от прочих операций.