Количественная школа управления
В 50-е годы прошлого века стала формироваться еще одна школа менеджмента – количественная. Во многом это определялось успехами математических и инженерных наук, что стимулировало применение присущих им методов к управленческой сфере. Эффективность использования методов количественного анализа была продемонстрирована во время Второй мировой войны, когда при их помощи решались многие военные задачи, поэтому после ее окончания стала проявляться тенденция к реализации математических и логических моделей при управлении организацией.
Серьезной предпосылкой стали и успехи научно-технического прогресса в послевоенный период, и существенное изменение структуры рынка, которое требовало разработки и внедрения новых способов принятия решений в ситуации возникшей неопределенности.
Отличительной особенностью количественной школы управления стала замена текстового описания символами и количественными значениями. При этом большая роль отводилась электронно-вычислительной технике, способной обрабатывать огромные массивы информации с большим количеством переменных. Наиболее наглядными примерами использования достижений количественной школы стали модели оценки социально-экономической эффективности управления персоналом и модели, базирующиеся на теории вероятностей, теории игр, на нейролингвистическом программировании.
Большой вклад в развитие теории игр внес американский математик Джон Нэш. Если до него ученые в основном занимались играми с нулевой суммой, т.е. ситуациями в которых выигрыш с одной стороны равняется проигрышу с другой, то Нэш подверг анализу игры с ненулевой суммой, в которых сумма выигрыша одних участников не уравнивается суммой проигрыша других. Иллюстрацией такой игры могут выступать переговоры между профсоюзными лидерами и руководством компании об увеличении заработной платы, т.к. данная ситуация может завершиться, например, длительной забастовкой, в которой обе стороны окажутся в роли пострадавших, или напротив взаимовыгодным соглашением. Нэшу удалось также спрогнозировать современную рыночную конкуренцию, смоделировав ситуацию, в которой противостоящие стороны добиваются устойчивого равновесия за счет использования идеальной стратегии. Интересно, что именно Нэш стал прототипом главного героя фильма «Игры разума», которого сыграл Рассел Кроу.
Как уже отмечалось, в рамках данной школы особое внимание уделяется нейролингвистическому программированию, хотя оно и не претендует на статус количественного метода, ведь речь идет о инструментах и способах моделирования субъективного опыта, что в первую очередь используется для ускоренного обучения. НЛП отталкивалось от создания моделей поведения и мышления отдельных выдающихся представителей в самых разнообразных сферах деятельности. При этом преследовалась главная цель - смоделировать неординарные способности для их дальнейшего усвоения другими. Если рассматривать НЛП в разрезе управленческой практики, то оно зачастую применяется к сфере изучения лидерской эффективности и области создания продуктивных организационных коммуникаций.
С 60-х годов 20-го века еще более активизировался процесс разработки управленческих концепций, использующих в своем арсенале математический аппарат и полагавших, что управление представляет собой сугубо логический процесс, который может и должен быть выражен математически.
Оценивая потенциал количественной школы, следует отметить, что ее сильными сторонами выступает использование аналитических методов, формализация управленческих функций, возможность объективной оценки ситуации с помощью математических инструментов. В то же время, отсутствие внимания к человеческим отношениям, сведение управления только к логическому процессу, хотя очевидно, что не все можно выразить при помощи математики – все это может расцениваться как недостатки рассматриваемого подхода.
Следует признать, что в научной литературе влиянию количественной школы на управление персоналом придается меньшее значение, по сравнению с другими школами, и в частности школой человеческих отношений. Во многом это объяснимо тем, что использование математических методов требует от руководителя соответствующей подготовки, хорошего владения математическим аппаратом, свободной ориентации в математическом пространстве, но далеко не всякий управленец имеет этот инструментарий в своем арсенале.