Гос-во и право древней Индии.

1. Особенности государственного устройства древней Индии.

2. Источники права древней Индии, основные черты древнеиндусской правовой культуры.

Возникновение Индии описано в письменных памятниках. Но эта история отражена во множестве фактов так, что мы можем представить государственное устройство и режим Индии. На территории Индии общество возникло в 4000 - 3000 до н.э. История индийской государственности стала изучаться с момента приобретения Индией независимости. Санскрит возник в 900 - 800 годы до н.э. Власть в Индии была не родоплеменная, а территориальная. Публичная власть действовала в отношении не одного этноса, а в отношении территории.

Возникло государство в 5-6 веках до н.э., в центре - Могатха. Это была империя, просуществовала она около 300 лет. В рамках этой империи сохранялась некоторая автономность общин, иных мелких территориальных единиц. Следующее государство на территории Индии - Империя Нандов, видимо, выходцы из народа пытались создать государство в соответствии своим соображениям. Просуществовало государство до наступления Александра Македонского. Он, после первой битвы, в которой он победил, не испугался огромного количества войск Нандов, однако советники Александра уговорили его не наступать.

Нанды не пользовались популярностью, восстание под предводителем Чандрагупта из рода Маульев оказалось успешным. Также им были разбиты войска Александра Македонского. Новая империя просуществовала не долго, но оставила большой след. Впервые в рамках этой империи был создан развитый бюрократический аппарат. Но т.к. у власти были высшие слои - родоплеменная культура продолжала существовать. Родоплеменые республики - Ганны. Собирались налоги, велась перепись населения, была армия, однако сохранялась самостоятельность местных территориальных структур. Существовали агенты государства, которые решали различные государственные дела. Но знать управляла, опираясь на семью/коллектив, существовал паришат - совет при императоры. Проводились съезды (подобие земских соборов). В 180 году до н.э. государство распалось.

Вплоть до 2 века на территории Индии шла борьба между маленькими государствами. Кушанские племена (азия), захватив Индию, объединили её. Кушанская империя просуществовала 2 века. В конце 3его века она распалась.

Основали новое крупное государство Гупты - империя Гуптов. Просуществовало до 6ого века, мощная империя, но, опять же, распалась. Территория Индостана была разрезана реками на части - естественные границы, объединить государство не легко. В Индии очень рано возникли структуры самоорганизации общества.

Варновая система - основа общественной организации в Индии. Возникла 1200 - 1100 лет до н.э. Возникла кастовая система. Полностью сформировалась в 900 - 800 годы до н.э.

Брахманы, кшатри, вайши, шудры.

Брахманы сохраняли культурное наследие, это интеллегенция. -|

Кшатри были воинами. Они также были управляюшими. > Получали образование.

Вайши общинники, скотоводы, земледельцы и т.д. -|

Шудры - слуги.

Варны - деление населения по функциям. Касты - по профессии. Орган управления в касте - пальчеят. Принадлежность к касте важнее, чем принадлежность к варне.

Люди, не принадлежащие к какой-либо касте - неприкасаемые.

Рабы - даса. Но рабство было мягкое.

Термин древнеиндийское право не имеет содержания: характерная черта Индии это политэизм. Каждая из систем вырабатывала своб правовую культуру. Самой развитой культурой стал Индуизм. Частью индуизма была и правовая культура. Нужно отметить, что термина "права" вообще не было. Это было частью более широкого понятия - дхарма. Источниками права были прежде всего не законы, а некие книги, излагавшие нормы мирового порядка. Творцы права в Индии - боги (ману и др.).

Наряду с дхармой существовало понятие артха. Дхарма выражает должное, то, что люди должны делать, а артха - сфера, в которой люди свободны, стремление к выгоде, но польза здесь означает другое - благоденствие. Артхашастра достигается путем совершения дхармы. Артха - стремление к процветанию путем создания четкой системы управления. Артхашастра это тоже жанр брахманской деятельности.

Кама - сложное понятие. Оно также тесно связано с дхармой и артхой. Кама - духовное наслаждение, гармония соединения противоположностей. Кама выражалась в камасутрах, также излагалсь брахманами.

Главнейшая среди трех - дхарма. Первые учения распостранялись устно. Это отражается в самих трактатах, т.к. они писались афоризмами или стихами. Веды - источник индуизма, в них все изложенно. Веды выступали в различных видах: ригведа, адхармаведа (изложение различных ритуалов), самоведа (речь при адхармаведе), яджурведа(заклинания).

Веды лишь освящали трактаты о дхарме, артхе и каме. Эти трактаты назывались запомненные (смрите). Например манусмрите. Афоризм - сутра. Было множество трактатов, он назывались названиями школ, которыми издавались.

Дхармашастры - второй этап развития устного придания о дхарме (2 век до н.э. - 2 век н.э. и даже 4 - 6 век н.э.). Это произведения нескольких поколений брахманов. Дхармашастра яджнавалки - 2 по значимости.

Дхармашастра ману - описание мироустройства.

Суд. Рассмотрен в дхармашастре ( 8 глава), однако это лишь наставления. Было развито понятие вины.

Дхармашастра - религиозно-этический трактат.

Артхашастра - более этический трактат.

Нарадасмрите - самый правовой трактат. По сути это раскрытое содержание 8ой главы ману.

Стадии ученичества, домохозяина, отшельничества, аскета.