Бытие человека

Исследуя проблему личности, следует обратить внимание на сущность и природу человеческого бытия. Понятие бытия является одним из основополагающих, ключевых в философии. Бытие – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее. Бытие человека отражает все проявления человека, его родовые и индивидуальные признаки. Оно представляет собой фрагмент и высшую ступень мира. Бытие человека и бытие мира – сопоставимые понятия. Основное различие заключается в том, что если бытие мира бесконечно во времени и безгранично в пространстве, то бытие человека ограничено и во времени, и в пространстве. Тем не менее, человеческое бытие, такое недолговечное, является высшим проявлением бытия мира, поскольку именно в нем мир обретает сознание. Смысл бытия человека заключается в придании смысла бытию мира.

Как биологический феномен человек существует, подчиняясь своей естественной биологической природе. При этом он удовлетворяет свои естественные физиологические, биологические потребности, такие как питание и выделение, половое влечение, деторождение, которые свойственны человеку также, как и всему живому на Земле. Для того чтобы выжить в борьбе с враждебными силами природы, на заре человечества людям пришлось объединяться в группы, что потребовало от них добровольного принятия на себя системы ограничений и запретов – табу. В силу ряда объективных причин человек существует только в социуме. Если рассматривать лишь биологическое бытие человека, то можно отметить, что оно представляет собой ту часть этого бытия, которая сближает человека с остальным животным миром, продолжая трофическую цепочку. Трофическая цепь – это пищевая цепь, цепь питания, взаимоотношения между организмами, через которые в экосистеме происходит преобразование вещества и энергии. Это группы особей: бактерии, грибы, растения и животные, связанные друг с другом отношением пища – потребитель.

Однако даже в сугубо биологических проявлениях бытия человека присутствует его социальная сущность. Даже свои общие с остальными представителями всего живого физиологические потребности человек удовлетворяет по-иному, человеческими способами. Например, удовлетворяя чувство голода, он воспользуется столовыми приборами, жажду не станет утолять из лужи и т.п.

Прогресс человеческого общества - результат действия социально-деятельной сущности человека, а не проявления его биологического бытия. В процессе эволюции природы на Земле появлялись и исчезали сотни и тысячи новых видов растений и животных, человек же, не претерпев заметных изменений своей биологической организации, продолжает свое бытие, совершенствуя себя, преобразуя природу, содействуя прогрессу.

То есть по своей природе человек - биосоциальное существо. Родовая сущность человека социально - деятельностна, она характеризует процесс выделения человека из природы.

Биологическое бытие, являясь лишь составной частью бытия человека, приобретает высшую ценность, когда человеку (или обществу) грозит смертельная опасность. Особенно это касается ситуаций экологических и техногенных катастроф, которых с ростом научных достижений, с одной стороны, и роста потребления – с другой, становится все больше в среде обитания человека.

В связи с углублением экологического кризиса и истощением биологических ресурсов в научной среде возникло течение, получившее название биологизиторство, которое выражается в превышении роли биологического начала в человеке над его социальной сущностью. Недооценивается роль его духовного и социального развития, связанного с его бытием в качестве члена человеческого сообщества. Другой крайней точкой зрения, которая, тем не менее, по своей сути близка к биологизиторству, является социологизаторство. Социологизиторство представляет собой концепцию, выражающуюся в недооценкебиологического бытия человека, превышении роли социального начала в бытии человека.

Согласно этому представлению, человек как вид не является высшей ценностью (мерой всех вещей). Социологизаторство сводит биологическую сущность человека к уровню простого звена в трофической цепи. Опасность такого подхода становится очевидной в условиях, когда истощается природный ресурс человека и становится под сомнение сохранение человека как биологического вида.

Принадлежность одновременно двум средам – природной и социальной приводит как к необходимости чрезвычайно бережного отношения к биологическому бытию человека, природной среде его обитания, так и к совершенствованию его социального окружения.

 

Контрольные вопросы и задания

1.В чем состоит суть понятия «бытие человека»?

2.Охарактеризуйте, как бытие человека соотносится с бытием мира.

3.Расскажите о специфике биологического бытия человека.

4.Поясните, какую роль играет общество в бытии индивида.

5.Что представляет собой трофическая цепь и какое место занимает в ней человек?

6.В чем вы видите основную опасность биологизаторства?

7.Почему можно утверждать, что, несмотря на внешние различия, биологизиторство и социологизаторство являются близкими понятиями?

8.Расскажите, что представляет собой социологизаторство.

9.Приведите примеры отражения подходов к изучению человека на основе биологизаторства и социологизаторства в литературных произведениях.