Деятельностный подход в теории личности

 

В двадцатых-тридцатых годах ХХ века создается деятельностная теория, основателями которой являются советские психологи А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн. Деятельностный подход предполагает изучение личности, ее социальных и психических качеств непосредственно в контексте той деятельности, которой она занимается. Базовый тезис теории формулируется следующим образом: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание.

Деятельность – это универсальный способ удовлетворения человеческих потребностей путем активного, преобразующего отношения к миру. Она представляет собой совокупность действий, направленных на достижение целей.

Согласно данной теории, личность является продуктом деятельности, деятельностным существом, а сама деятельность выступает в качестве родовой сущности человека. Принципиальное отличие деятельности человека от приспособительной активности животных состоит в том, что деятельность, вообще говоря, не наследуется вместе с биологической структурой тела, а является результатом социального наследования: воспитания, обучения, собственного практического опыта. Однако деятельность неотделима от биологического базиса человека: она существует в тесном единстве с ним. Деятельность, направленная на нормальное функционирование организма человека в окружающем мире, называется жизнедеятельностью. Этот вид деятельности направлен на удовлетворение физиологических потребностей.

В человеческом обществе деятельность человека многогранна. Она в некотором смысле дополняет эволюцию природы историей общественного развития. Часто в повседневной жизни и даже в специальной литературе понятия «деятельность» и «труд» употребляются в качестве синонимов. Однако понятие «деятельность» является более широким, включающим понятие «труд» как свою составную часть. Труд представляет собой человеческую деятельность, направленную на создание материальных благ, т.е. на удовлетворение материальных потребностей. Это ни в коем случае не умаляет роли труда в жизни человека и общества. Именно труд создает объективные условия для осуществления других видов деятельности, потенциальную возможность свободы человека. Выдающийся русский поэт XX в. В. Брюсов посвятил труду такие строки:

«Троглодит стал человеком

В тот заветный день, когда

Он сошник повел к просекам,

Начиная круг труда.

Все, что пьем мы полной чашей,

В прошлом создано трудом:

Все довольство жизни нашей,

Все, чем красен каждый дом.

Все искусства, знанья, книги –

Воплощенные труды!

В каждом шаге, в каждом миге

Ясно видны их следы.

И на место в жизни право

Только тем, чьи дни – в трудах:

Только труженикам – слава,

Только им – венок в веках!»

В современном постиндустриальном мире труд превратился в относительно независимый от природы процесс. С помощью машин, механизмов, различных технологий между человеком и природой возникает множество посредников. Происходит вытеснение человека из сферы непосредственного материального производства в область сервиса, научно-технического и художественного творчества. А это обеспечивает человеку значительно большую свободу, создавая условия для развития его многогранных способностей, раскрытия творческого потенциала личности.

Деятельность человека многообразна. Помимо труда это и наука, и культура, и образование, и спорт... Если труд представляет собой по сути преодоление естественных сил природы и происходит с затратой физических усилий, то деятельность в большей степени требует затраты духовных и умственных сил. При этом между трудом и деятельностью нет резкой границы. Известно множество примеров результатов одухотворенного творческого труда людей рабочих профессий, которые представляют собой истинные шедевры и требуют не только определенных умений, но и глубоких знаний вместе с творческим озарением. В то же время, некоторые виды художественного творчества сопряжены с большой затратой физических сил. Достаточно в качестве примера рассмотреть творчество скульпторов – монументалистов, мастеров художественного литья и ковки, балета и т.п. В любом случае труд является основой всех форм человеческой деятельности, в том числе, и поведения человека.

Поведение представляет собой внешнее проявление деятельности, оцениваемое с точки зрения общественного мнения, интересов и правовых норм определенной социальной группы. В процессе деятельности субъект этой деятельности трансформируется в личность.

Поступки людей, их поведение определяются множеством факторов как внутреннего, так и внешнего характера. Это правовые и нравственные нормы, существующие в данном обществе, уровень сознательности и культуры личности и еще множество компонент как внешнего, так и внутреннего мира человека. Главными факторами внешнего влияния на поведение являются социальная среда и ситуации, обстоятельства. Однако поведение достаточно пластично: его можно регулировать. Поэтому оценивать человека надо было бы не столько по его поведению, сколько по деятельности. Но такая оценка представляет собой достаточно трудную задачу, поскольку процесс деятельности бесконечен во времени и пространстве.

Для преодоления этого противоречия используется понятие «акт деятельности», который представляет собой компоненту деятельности, имеющую начало, середину и конец. Деятельность как процесс состоит, таким образом, из бесконечного числа актов деятельности. Оценка человека по отношению к акту деятельности позволяет судить о степени зрелости человека, сравнивать людей между собой по их способностям решать те или иные практические задачи. Акт деятельности, в свою очередь, состоит из следующих элементов: субъект, цель, средство, предмет и результат.

Субъектом деятельности является отдельный индивид, группа людей или общество в целом, которые объединены общностью целей, формирующей однонаправленность действий для достижения приемлемого для всех результата. В случае, когда речь идет не о коллективном, а об индивидуальном субъекте деятельности, основным признаком субъектадеятельности является целеполагание. Не может быть признано субъектом деятельности такое объединение людей, цели которых представляют разнонаправленные вектора.

Применительно к акту деятельности, цель – идеальный образ желаемого будущего. Целеполагание является исключительно человеческим свойством. Но для того, чтобы цель смогла быть реализована, она должна быть обеспечена соответствующими ей средствами.

Средства – объекты материального мира, которыми человек пользуется для достижения целей и которые существуют независимо от его сознания. Это – орудия труда, информация, физическая сила, жизненный опыт, профессиональная квалификация, способности, навыки, знания и умения субъекта деятельности. Все перечисленное является средством только в случае, когда оно участвует в процессе целенаправленной деятельности. Гегель писал, что средство «именно есть то, что ничего собой не представляет само по себе, а есть лишь ради другого и в этом другом имеет свое определение и свою ценность». Этим «другим» и является цель. Цели и средства тесно связаны между собой. Взаимосвязанность целей и средств в значительной мере определяет успешность деятельности. Проблемы и конфликты, возникающие не только на бытовом, но и на социальном и глобальном уровнях, в значительной мере определяются несогласованностью целей и средств. К. Маркс писал, что цель, для достижения которой требуются неправые средства – неправая цель.

Предметы деятельности - объекты материального мира, на которые направлена деятельность субъекта. Ими являются природные ресурсы, орудия труда, результаты прошлого труда, информация и сам человек как предмет обучения и воспитания.

Действие – процесс преобразования предмета в соответствии с намеченной целью. Действие представляет собой сосредоточие интеллектуальных, духовных и физических сил человека, такое взаимодействие субъективной и объективной компонент деятельности, которое предопределяет ее результат.

Результат – завершающий момент акта деятельности, в котором проявляется истинность поставленных целей. Но также именно в нем обнаруживается не только достигнутая цель, но и нежелательные дополнения, которые часто сопутствуют цели. К сожалению, эти дополнения редко можно предвидеть и предотвратить. Примером могут служить катастрофы, сопровождающие некоторые процессы в области науки и техники, явившиеся непредвиденными последствиями деятельности, такие как Чернобыльская авария, неудачные запуски искусственных спутников, крушения самолетов, аварии на подводных лодках… Эти последствия вызваны теми характеристиками объекта, которые не являются его свойствами в качестве средства, а представляют собой дополнения, проявляющиеся вопреки воле индивида.

Итак, главной чертой акта деятельности является его завершенность. Опираясь на это свойство, можно составить некоторое представление о человеке как субъекте деятельности, например, при подборе специалистов для выполнения конкретной работы. По этому критерию можно выделить несколько типов личностей.

Один из этих типов можно охарактеризовать как предсказуемую личность. Главная черта такого человека – стремление к завершенности. Порученное дело он постарается обязательно довести до конца, преодолевая возникающие при этом трудности.

Другой тип индивидуальности – инициативный человек, выдвигающий множество идей, но не озабоченный наличием средств для их реализации. Как правило, он ни одно дело не доводит до конца. Этот тип отличается импульсивностью, непродуманностью всей последовательности действий от постановки целей до прогноза результата. Для этих людей характерна частая смена убеждений. Однако в слаженном коллективе при умелом использовании их творческого потенциала они могут стать инициаторами новых позитивных направлений деятельности, заражать других своими идеями.

Следующий тип людей увлечен исключительно процессом делания. Их мало заботит результат. Как правило, их акт деятельности оказывается незавершенным. Такая деятельность в большинстве случаев оказывается бесполезной: это «сизифов труд». Но, с другой стороны, эта незавершенность оставляет шанс продолжателям этой деятельности, выбрав достойную цель, обеспечить успех.

Существует еще один тип индивидуальности – люмпенизированная личность, безразличная к любой деятельности, а также к будущему как своему собственному, так и общества, в котором она живет. Такой человек не ставит перед собой достойных целей, живет, удовлетворяя лишь сиюминутные потребности, зачастую ведет паразитический образ жизни.

Причины, вызвавшие к жизни все эти типы личности, могут быть самыми разнообразными. Конечно, большая роль принадлежит среде, общественным отношениям, воспитанию и прочим внешним факторам. Например, появление большого числа люмпенизированных личностей в сегодняшней Росси, в значительной мере, связано с неумелым руководством сложнейшими социальными процессами, происшедшими в обществе в связи с перестройкой экономики страны. Люди оказались неподготовленными к серьезным жизненным испытаниям. Произошла серьезная ломка устоявшихся отношений, связей, норм. Большая часть представителей старшего поколения оказались не в состоянии адаптироваться к новым условиям среды. Часть людей, не умея приспособиться к радикальным переменам в жизни, пополнила ряды маргинальных, люмпенизированных личностей.

Но помимо влияния внешних факторов, существуют внутренние устои личности. У каждого нормального человека должна присутствовать ответственность за собственную индивидуальность, характер, отношения с окружающими, судьбу – свою и своих близких. Как говорил герой И.Тургенева Базаров: «…человек сам себя воспитывать должен». Именно этот личностный стержень должен противостоять неблагоприятным условиям внешней среды и способствовать движению человека к намеченной цели. Это очень трудная задача, ведь как писал испанский драматург и поэт XVII в. П.Кальдерон: «Величайшая победа есть победа над самим собой».

В основе любой личности лежит многообразие связей человека с миром, проявляющееся в деятельности, общении, познании. Чтобы как можно глубже понять человека, попытаться разобраться в его потребностях и поступках, очень важно оценить характер его деятельности. Изучение личности по ее деятельности можно разбить на следующие этапы:

· сначала определяется доминантный (основной) вид деятельности, характерный для данного индивида: профессиональная, познавательная, развлекательная;

· затем выявляется основной принцип осуществления этой деятельности: является ли она вынужденной или свободной;

· далее изучается характер связи между различными видами деятельности (гармоничный или дисгармоничный), степень их иерархизированности (значимости);

· и, наконец, оценивается уровень осуществления каждого из видов деятельности.

Конечно, такой подход не является исчерпывающим. Но он позволяет в какой-то мере определить наиболее важные черты человека как члена социума, опираясь на исследование наиболее существенных компонент его деятельности.

Среди многообразия потребностей, существующих у каждого человека, определяющей является та, которая лучше мотивирована, т.е. наиболее полно соответствует смыслу жизни данного человека. Кроме того, для ее удовлетворения человек должен обладать адекватными средствами.

Контрольные вопросы и задания

1.В чем состоит суть деятельностного похода?

2.Из каких компонент состоит акт деятельности?

3.В чем основные различия между трудом и деятельностью?

4.Чем отличается цель деятельности от результата?

5.Как можно классифицировать типы личности по отношению к акту деятельности?

6.Приведите примеры влияния деятельности на сознание и поведение людей.

7.Какие типы личностей вам известны?

8.Каким образом можно изучать личность по ее деятельности?

9.Какая из потребностей является доминантной в структуре личности?

10.Проанализируйте существующие у вас потребности и выделите доминантную.