АГИ - индикатор развития гражданского общества и степени зрелости демократических институтов.

В России: процесс начался на рубеже 80-х – 90-х гг. По данным Минюст РФ, на начало 1999 - около 100 000 общ объединений разного уровня гос регистрации — от общероссийских и международных, до межрегиональных, региональных и местных. Но люди не рассматривают ассоциации как влият явл.

Недемократические режимы:

Наибольшую политическую активность проявляют неассоциированные и институциональные группы. В период кризисов возможна активизация протестных групп, а ассоциированные группы интересов либо отсутствуют в политическом спектре групповой активности, либо обозначены чисто формально.

По мнению Блонделя, эффективность ПС в коммунистических странах во многом определяется политической инфраструктурой, которая конституируется КП и множеством вспомогательных органов, таких, как профессиональные союзы и молодежные организации. Подобные органы указывают направление деятельности и осуществляют общее руководство, они могут иметь внешнее сходство с соответствующими органами в либерально-демократических ПС.

Другая характеристика авторитарных и тоталитарных ПС давалась с позиций институционального подхода. В этом случае исследовали делали акцент на корпоративные структуры власти и участия.

Корпоратизм как ФГУ и разновидность ПК ассоциируется с фашистскими и авторитарно-этатистскими режимами. Италия – по реформе 1934 г. в Италии было создано 22 корпорации, охватывающие все сферы экономической и общественной деятельности. В отдельные корпорации были объединены работники и владельцы предприятий, занятых непосредственно в сфере материального производства как аграрного, так и индустриального секторов экономики. В особые корпорации входили работники непроизводственной сферы – банков и страховых компаний, лица свободных профессий и деятели искусства, работники театра и люди, занятые в туристическом бизнесе. Место высшего законодательного органа в стране занял Совет Корпораций, состоящий их 832 членов, 66 из которых представляли Фашистскую партию, а остальные члены представляли предпринимателей и служащих вышеназванных корпораций.

После 2WW черты корпоративной модели просматривались в некоторых европейских странах с авторитарными режимами – Португалии при Салазаре или Испании при Франко.

Корпоративные структуры обеспечивают высокую степень управляемости, но отнюдь не демократичности. В конечном счете корпоратизм ведет к возвышению групп-монополистов над конкурирующими друг с другом группами. So клиентелизм. - неформальные властные отношения между индивидами или группами, занимающими неравные позиции, основанные на обмене бенефициями. ( патрон использует выгоды своего положения и ресурсы для клиентов за поддержку или услуги. Древняя модель отношений, из Др Рима

Неокорпоративизм– в велик Национальный Совет экономического развития много лет являлся центром принятия решений по кардинальным проблемам государственной социально-экономической политики. Сходным образом функционируют аналогичные учреждения в Бельгии, Голландии, ФРГ, Франции, США и других странах. Несмотря на существенные различия в компетенции и составе, во всех учреждениях подобного рода представлены основные “социальные партнеры” – бизнес, профсоюзы и государство.

По мнению ряда исследователей, либеральный корпоратизм в принципе совместим и с основными ценностями демократии – соревновательностью и участием.

.Алмонд, классифицируя группы интересов, оказывающих заметное влияние на политический процесс:

- АГИ

- институциональные группы интересов (на базе таких институтов, как церковь, армия, гос бюрократия, депутатский корпус. Поведение членов этих структур отличается высоким уровнем групповой солидарности и иерархией. Наиболее заметна деятельность институциональных групп интересов в обществах с неразвитой гражданской структурой, где ассоциированные группы интересов еще не успели сложиться и не могут мобилизовать серьезных ресурсов для обеспечения поддержки.

- неассоциированные группы интересов (редко бывают хорошо организованы, а их политическая активность проявляется чаще всего эпизодически, однако, в отличие от АГИ, они, будучи основаны на личных связях, имеют ряд преимуществ)

- протестные, или аномичные группы интересов (более или менее спонтанными группами, формирующимися неожиданно, когда многие индивиды сходным образом реагируют на фрустрацию, обман или оказываются под воздействием других сильных эмоций).

Алмонд обращает особое внимание на группы коммуналистского типа – сельские сообщества, мелкий бизнес, этнические группы, клиентелы – как разновидность неассоциированных групп интересов. К преимуществам этих групп следует отнести более высокую, в сравнении с ассоциированными группами, степень сплоченности, поскольку в основе коммуналистских, особенно традиционных групп, лежат неформальные, личные связи между участниками.

Еще больший акцент на значимость коммуналистских групп интересов сделан в классификации Ж. Блонделя. Все многообразие групп, участвующих в политическом процессе условно можно разделить на два идеально сконструированных типа – коммуналистские (сложились в об-ве) и ассоциированные группы (функ группы).

Коммуналистские группы - Членство в этих группах имеет неформальный характер. Субъективное ощущение принадлежности является единственным индикатором существования этих групп, тогда как членов ассоциированных групп объединяет с ассоциацией наличие общей цели, как правило, официально заявленной, и наличие формальной структуры.

Различия коммуналистских групп и АГИ: первые как семья, по факту рождения., 2 – вместе из-за цели.

Блондель выделяет четыре основных типа коммуналистских групп, которые оказывали и продолжают оказывать существенное влияние на общие характеристики политической системы:

- племенные или клиентелистские,

- этнические,

- религиозные

- классовые.

Группы интересов: плюсы и минусы.

Плюсы:

o Расширяют представительство, содействуя точной артикуляции различных социальных слоев, делая это лучше полит. партий и выступая дополнительным рычагом влияния на правительство между выборами.

o Вносит важный вклад в обществ. Дискуссию, повышая уровень информированности общества по различным аспектам.

o Усиливает механизм политического участия, давая людям возможность участвовать в политике на низовом уровне.

o Выступает своеобразным противовесом государству. Чем их больше, тем сильнее гражданское общество

o Содействует полит.стабильности, выступая своеобразным каналом коммуникаций между правительством и обществом.

Минусы:

1. Их деятельность чревата усилением общественного неравенства. Весьма часто они выступают рупором привилегированных и экономически наиболее могущественных слоев, располагающим доступам к ресурсам.

2. В некоторой степени они раскалывают общество, поскольку всегда преследуют частные интересы, нежели общественные.

3. Они не легитимны в том смысле, что их руководители, в отличие от политиков публично не подотчетны. А влияние их лидеров распространяется в обход формального представительства.

4. Они могут делать полит.процесс более закрытым, если отстаивают свои интересы в ходе закулисных переговорах о которых общество ничего не знает.

5. Они способны приносить в полит.процесс элементы неуправляемости, если их слишком много деятельность правительства может быть парализована.