Подготовка экипажа к полету

 

Организация полетов предусматривает не только тщательную подготовку к полету ВС техническим составом, но и подготовку экипажей, участвующих в полете. Все лица, входящие в состав экипажа, независимо от занимаемой должности и опыта летной работы обязаны пройти подготовку и проверку готовности к полетам. Различают предварительную и предполетную подготовку экипажа к полету.

Предварительная подготовка экипажа проводится накануне дня вылета в полном составе экипажа под руководством командира летного подразделения или его заместителя с участием необходимых специалистов. В предварительную подготовку экипажа к полету входит изучение задания на полет, порядка его выполнения, особенностей техники пилотирования и эксплуатации авиационной техники при выполнении данного полета, подбор необходимой документации для выполнения полета (подбор карт, прокладка и навигационная разметка заданного маршрута), изучение географических, метеорологических особенностей и навигационной обстановки по маршруту полета, основных и запасных аэродромов по маршруту и вблизи его, расположения радиосветотехнических средств по маршруту полета и особенностей их использования, методов восстановления ориентирования и действия экипажа в случае ухудшения метеорологических условий, возможностей продолжения полета при особых ситуациях, розыгрыш полета и проверка готовности экипажа к выполнению полета.

Предполетную подготовку экипажа организует и проводит командир ВС не позже, чем за час до намеченного времени вылета. Экипаж получает информацию о состоянии основных и запасных аэродромов по маршруту полета, аэродрома вылета, изучает метеорологическую обстановку и прогноз погоды на аэродроме вылета, по маршруту полета, уточняет расчет заправки ВС топливом и коммерческой загрузкой, центровку и взлетную массу ВС, получает от диспетчера эшелон полета, составляет план и выполняет расчет полета, оценивает обстановку и выбирает наиболее простые и надежные условия и способы выполнения полета, производит определение по крейсеровскому графику наивыгоднейшего режима в соответствии с заданной высотой и длиной маршрута, определяет элементы полета (воздушную и путевую скорости, курс следования, время полета и др.). После этого командир ВС предъявляет диспетчеру АДП задание на полет, штурманский расчет полета, метеорологическую документацию и получает разрешение на прием ВС от технического состава и вылет.

Прием ВС включает в себя проверку состояния авиационной техники, обмен информацией об ее исправности, передачу оборудования и документации, оформление документации, определяющей ответственность за сохранность ВС. Для выполнения указанных работ экипаж прибывает к ВС не позже, чем за 30 мин до вылета. Каждый член экипажа проводит осмотр ВС с обязательным выполнением предписанного руководством по летной эксплуатации объема технологических операций предполетной подготовки и докладывает командиру ВС о готовности к полету.

Авиатехник, выпускающий ВС, предъявляет бортинженеру (бортмеханику, пилоту) карту-наряд на оперативный вид технического обслуживания и дополнительно информирует о работах по регулировке или замене агрегатов, которые выполнялись после предыдущего полета. При этом экипажу согласно описи передается бортовое имущество, остаток топлива. При приеме ВС бортинженер особое внимание обращает на наличие в бортовом журнале записей начальника смены об устранении неисправностей, выявленных в предыдущем полете. О приеме исправного ВС экипажем делается запись в бортовом журнале. Бортинженер расписывается также в карте-наряде на техническое обслуживание, выполненное при подготовке ВС к полету.

При осмотре ВС бортинженер проверяет правильность заправки его топливом в соответствии с заданием на полет, размещения и надежности крепления грузов, закрытия дверей багажных отсеков, целость и чистоту остекленения кабины экипажа, отсутствие повреждений и течи топлива в местах расположения топливных баков, посторонних предметов и загрязнений во внутренней части воздушного канала двигателя и т.д. Непосредственно перед вылетом бортинженер проверяет комплектность установленной судовой документации, аварийных средств покидания ВС, заглушек, чехлов, которые должны храниться на борту ВС.

Командир должен принять доклады от членов экипажа о готовности ВС и его оборудования к полету, затем лично осмотреть ВС, обратив особое внимание на наличие необходимого количества топлива, центровку и взлетную массу ВС, убедиться в правильности действия рулей управления, плавности хода рычагов управления двигателями и т.д. Осмотрев и приняв доклады от членов экипажа, командир расписывается в карте-наряде о готовности ВС к полету и после окончания посадки пассажиров и доклада диспетчеру АДП, запрашивает разрешение на вылет.

Полет современного ВС сложен как по организации работы всех служб, участвующих в его подготовке и обеспечении, так и по его технической реализации. От четкости взаимодействия всех служб, обеспечивающих техническую готовность ВС и экипажа к полету, зависит своевременность вылета, а от качества подготовки ВС, экипажа и средств УВД – успешность выполнения полета.