Развитие научных подходов к управлению организациями

В развитие науки управления внесли вклад многочисленные ученые и школы, разрабатывавшие те или иные проблемы менеджмента. Разнообразие их подходов к управлению как науке, прежде всего, связано с условиями общественного развития и требованиями к управлению в тот или иной период времени.

Так, первые работы, в которых сделана попытка научного обобщения накопленного опыта, были ответом на потребности развития в условиях промышленной революции. Механизация производства способствовала росту размеров предприятий, их ориентации на массовое производство и сбыт, а, следовательно, и на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций. Развитие железнодорожного транспорта, телеграфной и телефонной связи также способствовало созданию крупных организаций, так как оно облегчило технологию управления во времени и пространстве. Предприятия-гиганты испытывали острую необходимость в рациональной организации труда и производства, в четкой и взаимосвязанной работе подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно обоснованными принципами и нормами. Ответом на эти потребности были работы Тейлора, Джилбретов, Эмерсона и Гантта. Основатель школы научного менеджмента Ф.У. Тейлор (1856—1915), решая проблему роста производительности, сформулировал принципы управления трудом рабочих. Другой известный специалист в области менеджмента А. Файоль, основатель Классической административной школы управления, предложил формализованное описание работы управляющих в организациях и сформулировал принципы управления.

В нашей стране идеи научного управления в условиях становления нового общественного строя и социалистической системы хозяйствования развивали А.А. Богданов (1873—1928), Н.А. Витке (даты рождения и смерти не установлены), А.К. Гастев (1882— 1941), О.А. Ерманский (1866—1941), П.М. Керженцев (1881 — 1940), Е.Ф. Розмирович (1886—1953) и многие другие ученые и практики, работавшие в различных организациях и институтах. Они сосредоточили свои усилия на обосновании принципов управления социалистическими предприятиями, на разработке вопросов организации труда и производства. В то время это были проблемы первостепенной важности, напрямую связанные с выживанием нового строя.

В табл. 1.2 в обобщенном виде представлены ключевые положения школ управления, оставивших заметный след в современном понимании проблем науки управления. На протяжении столетия учеными делались попытки дать решения наиболее актуальных проблем менеджмента, само появление которых вызывалось новыми условиями общественного развития.