Объективная потребность для инженера в освоении, усвоении и применении диалектики в своей профессиональной деятельности

 

1. Потребность в диалектике как всеобщем методе познания и преобразования мира обусловлена а) диалектической природой изучаемых предметов внешнего мира и превращении их в объекты познания; б) их местом в мире; в) диалектической природой самого мышления человека.

 

В своей работе «Диалектика природы» Ф. Энгельс констатировал, что «Вся доступная нам природа образует некоторую систему, некую совокупную связь тел…

В том обстоятельстве, это эти тела находятся во взаимной связи, уже заключено то, что они воздействуют друг на друга… (Ф. Энгельс. Диалектика природы. – К. Маркс., Энгельс Ф. Соч. т 20. – с.392). Эта мысль Ф. Энгельса указывает на то, что, поскольку познаваемый человеком мир, по сути, диалектичен, постольку развитие всех областей, в том числе современного научного знания, отражающего действительный мир, настоятельно диктует необходимость именно диалектического способа мышления. Ученый или практик вынужден применять в своих исследованиях диалектику, ибо любой предмет находится в тесной взаимосвязи с другими явлениями мира. И каждый предмет являет собой целостное диалектическое образование.

Кроме того, становление предмета реальности в качестве объекта познавательной деятельности невозможно без участия самого субъекта познания, его воздействия на него, т.е. их тесной взаимосвязи.

Одним словом, потребность в диалектике диктуется диалектической природой самого мира, объектов познания, процесса познания в целом.

2. Потребность в диалектике обусловлена также логикой самого мышления. Хотя мышление у каждого из нас носит индивидуально- личностный характер, тем не менее, оно в то же время не есть мышление отдельного, единичного человека. Оно является результатом (т.е. его становления и развития), освоения совокупного человеческого опыта прошлых и настоящих поколений.

3. Диалектическая потребность, кроме того, определяется противоречивостью самого мышления, выражающегося в ее суверенности и несуверенности. Если суверенность мышления означает его способность к бесконечному познанию мира, то несуверенность выражается в его реализации через несуверенность мыслящих людей (которые всегда ограничены историческими рамками или границами той или иной эпохи, культуры данного общества, в целом развития способа производства, в первую очередь – производительных сил).

4. Потребность в диалектике обусловлена конкретно – историческим характером самого познавательного процесса (нельзя представлять знание как некое застывшее образование; оно постоянно развивается и совершенствуется). Способом существования знания является диалектический переход от неполного знания к более полному, от неточного – к более точному, в целом – от незнания к знанию. Изучая объекты в развитии, наука не может их понять и выразить без стратегического метода, коим является диалектика.

5. И, наконец, эта потребность обусловлена социально – исторической практикой и культурой человечества (см. об этом.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 23.-с. 82-90; Библер В.С., От наукоучения к логике культуры. – М. 1991). Таким образом, потребность в диалектике для инженера обусловлена не только диалектической природой мира, но и каждого явления в области металлургии, диалектической природой познания в целом и всей мыслительной деятельности, в частности