Христианизация Руси.

Одним из самых крупных и имевших долгосрочное влияние на Русь стало принятие христианства в качестве государственной религии.

К Х в. Русь представляла собой территорию сосредоточения множества не только народностей, но и вероисповеданий. Наряду с язычеством здесь к этому времени были известны такие религии, как ислам, иудейство, буддизм, христианство. Хотя традиционные обряды пользовались у руссов определенной популярности, однако ярых ревнителей язычества на землях вост. сл., по всей видимости, не было. В городах на пути из варяг в греки частыми гостями были иноземные купцы, в том числе и христиане. Среди дружинников киевских князей также встречались крещеные воины. Договор, заключенный князем Игорем с Византией в 944 г. подписали и воины-язычники, и христиане, занимавшие высокое положение в киевском обществе. В то же время в Киеве существовала церковь Ильи Пророка, одноименный храм существовал и в Константинополе, причем прихожанами там были в основном наезжавшие в Византию древнерусские купцы-воины. Во второй половине Х в. существовали христианские храмы в Новгороде, в др. городах на пути из варяг в греки.

Одним из первых основных событий на пути принятия христианства на Руси стало крещение княгини Ольги. Место крещения Ольги остается спорным вопросом, однако важным остается сам факт присутствия на троне первого правителя-христианина.

Т.о., Русь конца IX – нач. Х в. можно считать землей полуязыческой, не принадлежавшей официально ни одной конфессии и период правления Ольги и ее сына Святослава был периодом относительно мирного сосуществования христианства и язычества.

После смерти Святослава в 972 году и прихода к власти Владимира, язычество переживало подъем: в Киеве в 980 году по приказу князя было организовано языч. святилище с пантеоном богов. Однако, через несколько лет Владимир понял бесперспективность старой религии. Принял крещение и приступил к обращению в христианство своих подданных. На это решение повлияло и стремление киевского князя упрочить внешнеполитическое положение Руси. В любых сношениях с христианскими государствами языческая держава неизбежно оказывалась неравноправным партнером, с чем Владимиру не хотелось мириться. Внешние обстоятельства способствовали усилению Руси: законная власть Византии обратилась к Владимиру за помощью в подавлении очередного бунта. Владимир согласился послать войско к Константинополю, потребовав в обмен согласия императора на свой брак с царевной Анной. Согласие было дано, с условием крещения жениха.

Восстание было подавлено и вскоре в г. Херсонес произошло бракосочетание. По возвращении в Киев Владимир приступил к крещению столичных жителей, а затем и других своих подданных, рассматривая это событие как государственный акт.

Но, - юг – север (Новгород, Ростов) – город, село - отличия

После формального крещения – задача христианского просвещения (первонач. Русская церковь подч. Болгарской метрополии, отделившейся от Константинополя в 9 веке).

Последствия: - Русь была признана как христианское гос-во – новый ур. взаимоотношений с Европой

- рус. Церковь, развиваясь в сотрудничестве с гос-вом, стала объединяющей силой

- хрис-во смягчило процесс вхождения финнояз. и тюркских народностей с состав киевской Руси

- культурное развитие

 
 


Вопросы к семинарам:

1. Особенности и характерные черты славянского феодализма.

2. Предпосылки и основные направления формирования русской государственности.

3. Особенности, основные этапы и результаты принятия христианства на Руси.

Литература:

1. Кузьмин А.Г. Падение Перуна. М., 1998.

2. Ловьмянский Г. Русь и норманны. М., 1985.

3. Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1983.

4. Толочко П.П. Древняя Русь: Очерки социально-политической истории. К. 1987.


©Медвецкий А.Ф.