Алгоритм распределения бюджетного финансирования между предприятиями ЖКК

Как отмечалось ранее, доходы коммунальных предприятий складываются из платежей за коммунальные услуги, бюджетных дотаций в виде возмещения разницы в тарифах и прочих доходов.

Изучая финансовые отношения субъектов ЖКК, выясняются некоторые особенности финансовых хозяйств подрядчиков-поставщиков коммунальных услуг и подрядчиков, вы­полняющих работы по обслуживанию жилищного фонда и благоустройству, что, в основном, связано с разными возможностями создания конкурентной среды и подходами к демонопо­лизации. Поскольку, в силу подобной специфики происходит явное разделение на уровне предприятий ЖКК, постольку целесообразно отдельно рассматривать системы доходов и рас­ходов коммунальной и жилищной деятельности, а также особенности их функционирования.

Доходы (в частности выручка от реализации услуг) предприятий-поставщиков комму­нальных услуг являются основным источником возмещения эксплуатационных расходов. Расчет плановой выручки от реализации работ и услуг производится методом прямого счета путем умножения тарифной ставки на объем реализуемой продукции и оказываемых услуг. В отношении тех видов продукции и услуг, по которым применяются дифференцированные тарифы по потребителям, целевому использованию и качеству услуг, расчет выручки может осуществляться в разрезе отдельных категорий (населения, бюджетных организаций, ком­мунальных, промышленных и других предприятий), по целевому использованию, качеству обслуживания или на основе средневзвешенной тарифной ставки, сложившейся в предше­ствующем отчетном периоде, с необходимыми корректировками ее в планируемом периоде на предстоящие изменения в распределении продукции и услуг по категориям потребите­лей, целевому использованию и качеству.

Прибыль предприятий коммунального комплекса складывается из прибыли от реализа­ции продукции и услуг, основных средств и иного имущества предприятий, а также из дохо­дов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Плановая прибыль от реализации определяется как разница между плановой выручкой от ре­ализации в действующих тарифах без НДС и плановыми эксплуатационными затратами.

Все доходы жилищного комплекса подразделяются на доходы от оплаты жилищных услуг (содержание и ремонт жилья), дотаций из бюджета и прочих доходов. Доходы от эксплуата­ционной деятельности жилищного комплекса складываются из следующих источников:

— оплата текущего содержания и капитального ремонта жилья;

— арендная плата за нежилые помещения;

— прочие доходы.

Размер оплаты содержания жилья устанавливается в зависимости от степени благоуст­ройства и качества жилья, а также территориального расположения дома.

Арендная плата взимается за аренду нежилых помещений с торговых, снабженческо-сбытовых, промышленных и других учреждений. Ставки дифференцированы в зависимости от типа строения, от категории населенного пункта, от назначения помещения и характера дея­тельности арендатора. Сверх арендной платы арендаторы вносят специальные сборы на по­крытие эксплуатационных расходов жилищного хозяйства, определяемые договором.

К прочим доходам от эксплуатационной деятельности относятся:

пени за просрочку квартплаты и арендной платы, арендная плата за жилые помещения, вы­ручка от реализуемого имущества и металлолома, а также плата за дополнительные коммерческие услуги.

На уровне подрядных предприятий действуют прилагаемые к договору подряда сметы с расшифровкой затрат на текущий ремонт^ в т. ч. выполняемый силами субподрядчиков, а также задание по текущему ремонту жилых домов с указанием:

— стоимости;

— объема;

— сроков выполнения;

— исполнителей работ.

Обратим внимание: несмотря на то, что в условиях договорных отношений для подряд­чиков (муниципальных или частных организаций), являющихся самостоятельными хозяй­ствующими субъектами, составление смет, привязанных к нормативам, не является обяза­тельным. На практике к каждому договору подряда прилагается смета расходов с расчетами по видам выполняемых работ, численности обслуживающего персонала по установленным нормативам и затрат по эксплуатации.

При согласовании договорной стоимости работ соблюдается действующий порядок включения в себестоимость работ и услуг расходов на оплату труда. При этом численность рабочих по санитарному содержанию рассчитывается в соответствии с типовыми укрупнен­ными нормами обслуживания на работы по санитарному содержанию домовладений, чис­ленность рабочих для проведения текущего ремонта — в соответствии с типовыми нормами обслуживания для рабочих, занятых текущим ремонтом жилищного фонда; численность инженерных работников и специалистов ремонтно-эксплуатационного предприятия определя­ется также в соответствии с установленными нормативами.

Порядок финансирования работ

Общий порядок финансирования работ, как правило, определен условиями договора подряда. В договоре указывается общая стоимость работ, определяются обязательства заказ­чика по выплате средств, устанавливается порядок и сроки расчетов.

В пределах общей стоимости может быть отдельно установлена стоимость санитарного содержания и стоимость технического обслуживания и текущего ремонта.

Фактическая сумма оплаты по договору может отличаться от заявленной - в соответ­ствии с положениями договора, в зависимости от качества выполненных подрядчиком работ и наличия средств финансирования заказчика. Все изменения, принятые по договореннос­ти сторон в отношении качества обслуживания жилищного фонда, порядка и размера опла­ты и взаиморасчетов, оформляются в виде приложений к договору.

В договоре должны быть определены все условия изменения суммы оплаты и объема ра­бот, отсрочки платежей, наложения штрафных санкций, применения критериев качества выполнения работ или осуществления проверок и составления актов выполненных работ, подлежащих оплате.

В договоре также целесообразно предусмотреть порядок передачи подрядчику средств, получаемых из бюджета в виде компенсации льгот и субсидий (после согласования с мест­ным финансовым управлением).

Как правило общая стоимость работ по договору определяется исходя из затрат на об­служивание единицы площади жилищного фонда, рассчитанных по смете выполняемых работ, с учетом цен и тарифов на соответствующие виды работ. В случаях установления стоимости работ по договору на основании договоренности сторон без приложения сметы выполняемых работ необходимо четко определить в договоре сумму и порядок финансиро­вания, чтобы избежать перерасхода средств, когда оплата израсходованных на ремонтные работы материалов, возмещение средств, потраченных на транспортные расходы, эксплу­атацию уборочной техники и других машин, осуществляется по предъявлении подрядчи­ком соответствующих документов, подтверждающих его фактические затраты.

Сметы расходов составляются на уровне подрядных организаций в соответствии с типо­выми нормами обслуживания и затрат времени на выполнение работ, на основе действую­щих тарифных ставок с учетом нормативных документов.

Составленные сметы утверждаются местным финансовым управлением с учетом запла­нированного объема финансирования. В условиях недостатка бюджетных средств сметы, как правило, утверждаются лишь в объеме, не превышающем сумму оплаты труда работников, согласно нормативной численности. Складывается ситуация, когда уровень финансирова­ния работ по содержанию и обслуживанию жилищного фонда сводится к объему (а зачастую бывает даже ниже) фонда оплаты труда, рассчитанного по нормативам.

Поскольку в смете расходов, рассчитанных по нормативам с учетом выделенных объ­емов финансирования, затраты на санитарное содержание составляют большую долю (обыч­но около 70%), в оставшуюся сумму едва укладываются нормативные затраты на техническое обслуживание (т. е. на зарплату технического персонала, выполняющего работы собствен­ными силами), а более крупные работы планово-предупредительного текущего ремонта ос­таются не обеспеченными финансированием.

Таким образом, финансовые возможности управляющей организации как заказчика подрядных работ в утвержденных финансовым управлением объемах формально сводятся к оплате труда младшего обслуживающего и технического персонала, согласно штатному рас­писанию, то есть к оплате стоимости работ санитарного содержания и технического обслу­живания жилищного фонда (текущего ремонта и работ по профилактическим осмотрам). Именно эти виды работ в настоящее время включаются в план и фактически выполняются в счет оплаты по договору на содержание и ремонт жилищного фонда.

В настоящее время суммы оплаты населением жилья и коммунальных услуг освобожде­ны от НДС. Предприятия же, осуществляющие обслуживание жилищного фонда и поставку коммунальных услуг начисляют НДС, поскольку с 1997 г. они являются самостоятельными хозяйствующими субъектами и осуществляют свою деятельность в качестве подрядчиков, обеспечивая выполнение муниципальных заказов. В результате, расходы подрядчиков уве­личиваются на сумму НДС (на 20%), что, в конечном итоге, приводит к повышению платы за жилищно-коммунальные услуги. Таким образом, хотя платежи населения формально и освобождены от НДС, практически оно становится его конечным плательщиком, оплачивая суммы НДС через повышенные тарифы за жилищно-коммунальные услуги.

В результате, расходы подрядчиков увеличиваются на сумму НДС, что, в конечном ито­ге приводит к повышению платы за жилищно-коммунальные услуги. Таким образом, хотя население формально и освобождено от НДС, за счет увеличенной оплаты потребители практически становятся его плательщиками.

Здесь возникает и другой вопрос - нерациональность движения встречных денежных потоков при целевом финансировании из местного бюджета до предприятий и в обратном направлении при уплате НДС. На практике получается, что бюджет аккумулирует суммы по НДС, а затем вновь финансирует предприятия, т. е. налог сам себя же и финансирует. Мы предлагаем два выхода из сложившейся ситуации, которые позволят сэкономить на оплате жилищно-коммунальных услуг практически на суммы по уплате 20% НДС и исключить не­рациональное движение денежных средств между предприятиями ЖКК и бюджетом:

— освободить все операции по предоставлению жилищно-коммунальных услуг предприяти­ями ЖКК от уплаты в бюджет НДС;

— установить по ним нулевую ставку (0%) НДС.