Закономерности педагогического процесса

Объективные, необходимые и повторяющиеся связи отражаются в закономерностях. Такие сложные и динамические системы, как педагогический процесс, обладают огромным количеством связей и зависимостей. Их не описать десятком закономерностей.

Для изучения какого-нибудь вида связей находят систему, где они ярче проявляются. Для их исследования надо образовать много других систем, поворачивающих педагогический процесс разными гранями. Система, выделенная по интегративному критерию, дает общее представление о важных связях педагогического процесса. Анализируется он на уровне крупных блоков и связей между ними.

Общие закономерности:

1. Закономерность динамики педагогического процесса. От величины изменений на предыдущем этапе зависит величина всех последующих. То есть педагогический процесс имеет ступенчатый характер.

2. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от интенсивности обратных связей между учителем и учеником и обоснованности корректирующих воздействий учителя.

3. Закономерность стимулирования. Продуктивность процесса зависит от внутренних стимулов учебы и своевременности и интенсивности внешних.

4. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность процесса зависит от качества чувственного восприятия, логического осмысления и практического применения.

5. Закономерность единства внешней и внутренней деятельности. Эффективность процесса зависит от качества преподавания и качества учебы ученика.

6. Закономерность обусловленности педагогического процесса. Результаты процесса зависят от потребностей общества и личности, от возможностей общества, от условий протекания процесса.

Действующие в педагогическом процессе связи не исчерпываются приведенными закономерностями, к их изучению только приступают исследователи.

Этапы педагогического процесса

У педагогических процессов циклический характер и одинаковые этапы, т. е. последовательности развития. На подготовительном этапе создают условия для протекания процесса в нужном направлении и с нужной скоростью. Здесь решаются задачи целеполагания, диагностики условий, прогнозирования достижений, планирования развития процесса.

Целеполагание — превращение общепедагогической цели в конкретные задачи, достижимые в данный период времени и в данных условиях. Здесь возникают противоречия между требованиями педагогической цели и возможностями учеников. Пути их разрешения — в проектируемом процессе. Педагогическая диагностика — исследование для прояснения условий протекания педагогического процесса. Собирается информация о возможностях учителей и учеников, об уровне их подготовки, условиях протекания процесса и др. Часто ранее намеченные задачи корректируются результатами диагноза, приближая к реальным возможностям. Прогнозирование хода и результатов педагогического процесса. Осуществляется прогнозирование по сложным методикам, но затраты эти окупаются. Педагоги могут тогда вмешиваться в проектирование и ход педагогического процесса. Подготовительный этап завершается проектом организации процесса. Затем, после доработки, он превращается в план, привязанный к конкретной системе. Планы педагогических процессов имеют определенный срок действия. Это итоговый документ, где точно обозначено, кому, когда и что нужно делать. Этап осуществления педагогического процесса. Это обособленная система, в нее входят: постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности; сотрудничество учителей и учеников; использование методов и форм педагогического процесса; создание условий; стимулирование учебы; обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами. Оперативный педагогический контроль играет стимулирующую роль. Но из стимула он может превратиться в тормоз, если не будет учитывать ряд конкретных обстоятельств. Важны обратные связи, основа оперативных управленческих решений. Только опираясь на обратную связь, можно найти разумное соотношение педагогического управления и самоуправления ученика. Оперативная обратная связь придает педагогическому взаимодействию нужную гибкость. Этап анализа достигнутых результатов. Это необходимо, чтобы не повторять старые ошибки. Анализируя — обучаемся. Надо определить, где и почему возникли ошибки. Если игнорировать диагностику, тогда больше всего встречается ошибок. Страдают от этого ученики.