РАСЧЕТ ГРАНИЦ ОТКОСОВ КОТЛОВАНА.

После детальной разбивки осей производят на поверхности земли обозначение границ откосов котлована. Из разреза по направлениям основных осей (рис. 65) видно, что отметка точки нулевых работ Н0 может быть получена по следующим формулам:

Н0 = Н1 + iф. d, Н0 = Нк + iпр . d ;

где Н1 - фактическая отметка, соответствующая точке пересечения ос­новных осей, определяемая по топографическому плану,

Нк - проектная отметка дна котлована,

iф - фактический уклон поверхности земли в нап­равлении основной оси сооружения,

  НК
  i СР
  Н1
  d
  Н0
 
 
iпр - проектный уклон откоса котло­вана,

d - ширина откоса.

 
 

 


Рис. 65 Схема для расчета ширины откоса котлована

Приравняв правые части приведенных формул получим:

Для примера предположим, что Н1 = 219.20 м, Нк = 215.20 м, iф = 0.100, iпр = 1.000.

Тогда, d = (219.20 - 215.20) / (1.0 - 0.1) = 4.4 м.

Аналогично выполняют расчеты ширины (расстояния в плане между ниж­ней и верхней бровками) откоса по всем направлениям, совпадающим с ос­новными осями и параллельным им, через 6...12 м. Вычисления и получен­ные значения оформляют в специальной ведомости и на разбивочном черте­же. При этом дополнительно учитывают ширину пазух (расстояние от на­ружной грани фундамента до нижней бровки откоса котлована) и расстоя­ние от осей до наружной грани фундамента.

На местности контуры верхней бровки и основания откосов закрепля­ют колышками через 6...12 м, а также на углах повората. Затем выполня­ют рабочую съемку, устанавливают колья-маяки для зачистки дна и отко­сов, подсчитывают объемы земляных масс. В котлован переносят не менее двух рабочих реперов.

Передачу осей в котлован осуществляют построением створов по со­ответствующим точкам на обноске с помощью струн и нитяного отвеса или теодолита с закрепленных створных знаков.

Завершающей стадией при работах нулевого цикла считается вынесе­ние осей наружных и внутренних стен на цоколь здания. При этом выпол­няют исполнительную съемку и составляют схему, на которой показывают положение и отклонение осей от проектных значений, действительное расстояние между осями и фактические отметки поверхности перекрытий.