Вопрос 2. Особенности государственного управления в Великобритании: структура органов законодательной, исполнительной и судебной власти и порядок их формирования.

 

По форме правления Великобритания представляет собой парламентскую монархию, а государственный режим – систему кабинетов или министериализм.

Великобританской конституции, как единого акта, регулирующего общественное и государственное устройство, не существует. Поэтому формирование государственного устройства и основных институтов власти строится на основе писанного и неписанного права. Монарх является главой государства и формально источником суверенной власти.

В Великобритании не действует в классическом виде принцип разделения властей. Монарх всегда был и остается частью каждой из ветвей власти. Особенности принципа проявляются не только в положении монарха в системе государственных органов, но и в том, что:

· члены Правительства являются членами законодательных органов власти;

· палата лордов является не только второй палатой Парламента, но и внешней судебной апелляционной инстанцией Великобритании;

· Тайный Совет – совещательный, исполнительный орган при монархе; в лице своего судебного комитета является высшей инстанцией для рассмотрения апелляций на решение церковных судов и медицинских трибуналов.

Законодательная власть.

Британский Парламент состоит из двух палат: палаты общин и палаты лордов. Палата общин избирается на 5 лет путем всеобщих равных выборов при тайном голосовании на основе мажоритарной системы относительного большинства. Число избираемых депутатов палаты общин соответствует количеству избирательных округов.

Из числа ее членов избирается Спикер палаты общин, который обладает большим авторитетом и обеспечивает связь между общинами, монархом и перед остальными институтами власти.

Спикер по истечению срока его полномочий получает титул барона, становясь членом Палаты лордов пожизненно. Правом голоса не обладает. В работе Спикеру помогают 3 его заместителя и клерк – должностное лицо, одновременно выполняющее функции секретаря Палаты и советника Спикера по вопросам процедуры и парламентских привилегий. Вопросы поддержания порядка и обеспечения безопасности возложены на пристава.

В составе данной Палаты функционируют следующие комитеты:

· комитеты всей Палаты (это форма работы используется для принятия решений конституционного значения);

· постоянные комитеты (для рассмотрения конкретных законопроектов) - эти комитеты не специализированны;

· отобранные комитеты (осуществляют функции, делегированные им Палатой общин):

· комитеты, рассматривающие частные законопроекты;

· комитеты, рассматривающие публичные законопроекты или осуществляющие экспертизу по вопросам будущих законопроектов;

· сессионные комитеты, создаваемые в начале каждой сессии Палаты для рассмотрения определенных вопросов;

· комитеты по контролю за деятельностью министерств - эти комитеты специализированы;

· совместные комитеты обеих Палат Парламента (для рассмотрения неполитических вопросов и законопроектов некоторых видов).

Палата лордов – вторая палата Парламента, которая в настоящее время имеет 4 вида членства:

· духовные лорды, не являются пэрами – 26 человек;

· лорды–юристы – 12 чел., не являются пэрами;

· наследственные пэры (более 60% членов Палаты);

· пожизненные пэры (около 36 % членов Палаты) – титул даруется монархом по рекомендации Премьер-министра и не передается по наследству.

Активное участие в работе принимает меньшая часть палаты, в основном это пожизненные пэры и лорды-юристы.

Во главе Палаты лордов стоит Лорд-Канцлер, который имеет двух заместителей, назначается монархом с согласия Премьер-министра сроком на 5 лет. Он не обладает аналогичными полномочиями, как Спикер Палаты общин. Лорд-Канцлер не является номинальной фигурой, а наоборот, он осуществляет важнейшие функции в различных областях государственной жизни.

Лорд-Канцлер:

· имеет право участвовать в дебатах и выступать от имени Правительства;

· оценивает запросы (обращения) пэров, направляемые в Комитет по привилегиям;

· является главным советником правительства по вопросам правосудия и применения Конституции;

· возглавляет судебную власть, когда Палата лордов заседает в качестве высшей апелляционной инстанции в судебном Комитете Тайного совета при монархе;

· является Председателем апелляционного суда и Председателем Канцлерского отделения Высокого суда;

· играет определяющую роль в назначении судей;

· издает приказы о созыве на сессию Палаты лордов и о проведении парламентских выборов.

Палата лордов создает комитеты, рассматривающие различные вопросы её компетенции. Наиболее важными являются: Комитет по науке и технологиям; Комитет по вопросам ЕС.

Функции Палаты лордов можно представить в виде 3 основных групп:

· законодательные;

· контрольные (создание Комитетов и контроль за деятельностью министров Правительства);

· судебные.

Монарх.

Монарх – это глава государства, источник суверенной власти и символ единства нации. Монарх в Великобритании олицетворяет собой стабильность государственных институтов власти. Его положение в системе власти определяется формулой «царствует, но не правит». При этом формально монарх обладает значительными полномочиями и еще большим влиянием на функционирование институтов власти. Большинство полномочий монарха определяется понятием «королевская прерогатива». Другие полномочия закрепляются законом.

Королевская прерогатива – это совокупность полномочий монарха по общему праву. Сегодня любое из полномочий монарха, входящие в королевскую прерогативу, может при необходимости стать предметом законотворчества Палат.

Различают 2 основных вида прерогативных полномочий монарха: личная и политическая (полномочия в области внутренней и внешней политике).

В области внутренней политике королевскую прерогативу можно представить следующим образом:

1. прерогатива в области управления:

· право монарха назначать и увольнять министров;

· руководство вооруженными силами;

· управлять собственностью короны;

· назначение Епископов;

· жалование почетных званий;

· чрезвычайные полномочия и полномочия в области обороны;

2. прерогатива в судебной области:

· монарх – источник справедливости;

· право помилования при активном участии министра внутренних дел;

3. законодательная прерогатива:

· право монарха созывать и распускать Парламент;

· право подписи законопроектов принимаемых Палатами Парламента;

В области внешней политики королевские прерогативы состоят в следующем:

· право объявления и заключения мира;

· право заключения международных договоров;

· право решений по аннексии и уступки территории (насильственное присоединение земель другого государства);

· право направления и аккредитации дипломатических представителей;

· право на признание зарубежных государств и Правительств.

Тайный совет – представляет собой совещательный орган при монархе. В состав Тайного совета входят министры Кабинета, судьи апелляционного суда, архиепископ английской церкви, Спикер, Палата общин, Британские послы в зарубежных странах и другие лица, занимающие или занимавшие высшие должности на государственной службе (всего около 300 человек). В полном составе Тайный совет собирается по особенным случаям. Но обычно, в заседании принимает участие лишь несколько членов Совета – Кворум – три человека. Тайный совет принимает решение от имени монарха, либо в форме прокламаций, либо в форме приказов.

Тайный совет может создавать различные комитеты, важнейшим, из которых является Судебный Комитет. В состав комитета входят: Лорд Председатель Совета; Лорд-Канцлер; бывшие лорд-председатели; «ординарные лорды по апелляции» (профессиональные судьи и ряд других лиц, занимающих или занимавших высшие судебные должности).

Судебный Комитет Тайного Совета является апелляционной инстанцией на решения церковных судов и на решения трибуналов различных профессиональных организаций.

Судебный Комитет обладает и специальной компетенцией, которая заключается в том, что монарх может затребовать его мнение по какому-либо вопросу права.

Исполнительная власть.

В Великобритании существует кабинетная система управления. Кабинет представляет собой группу министров, принимаемых Премьер-министром для обсуждения и принятия решений по наиболее важным вопросам внутренней и внешней политики страны. Вопрос о численном составе Кабинета Премьер-министр решает самостоятельно. Обычно это около 20 человек. При формировании Кабинета должно соблюдаться единственное условие: его члены обязаны заседать в одной из Палат Парламента для того, чтобы их деятельность находилась под постоянным парламентским контролем. В последние годы политической жизни Великобритании устойчивым стало понятие «Внутренний Кабинет». Оно охватывает группу ближайших советников и друзей Премьер-министра, которые являются членами кабинета.

Внутренний Кабинет – неформальное объединение министров, не имеющее правового статуса и структурной организации в рамках кабинета министров.

В рамках кабинета министров по традиции создаются комитеты для рассмотрения различных вопросов внутренней и внешней политики.

Обычно создаются Комитеты по следующим направлениям работы Правительства:

· Обороны и внешней политики.

· Законодательства.

· Внутренней безопасности и социальных вопросов.

· Экономической политики и планирования.

Функции Кабинета министров:

· окончательное определение политического курса государства, выносимого на обсуждение и утверждение Парламента;

· осуществление контроля за тем, чтобы аппарат исполнительной власти действовал в соответствии с политической линией, определенной Парламентом;

· постоянная координация и разграничение сфер деятельности министерств и ведомств.

Премьер-министром назначается лидер партии, победившей на выборах в палату общин. Он осуществляет общее руководство Кабинетом министров и официально занимает должность Первого лорда Казначейства.

Функции Премьер-министра:

· формирование Правительства и руководство его деятельностью;

· поддержание постоянных отношений между Кабинетом и Монархом и дача советов монарху по вопросам политики;

· представление Правительства в парламентских дебатах;

· информирование лидера оппозиции Правительства её Величества по наиболее важным конфиденциальным вопросам обороны и безопасности;

· осуществление контроля за исполнением решений Правительства министерствами и ведомствами.

· участие в принятии решений о назначениях на высшие государственные должности.

Функции и полномочия Премьер-министра не определяются законом. Они вытекают из политических традиций и конституционных соглашений.

«Теневой» Кабинет министров формируется из числа сторонников оппозиции аналогично правящему. «Теневой» Премьер-министр официально именуется Лидером оппозиции Правительства её Величества. Задачей «Теневого» Кабинета является обеспечение беспрерывного, эффективного политического управления страной в сочетании с постоянным контролем оппозиции за деятельностью Правительства у власти.

Судебная система.

Судебная система Великобритании представляет собой иерархию судебных органов, юрисдикция которых распространяется на всю территорию Соединенного Королевства и Высших судов, действующих лишь на территории Англии и Уэльса, Шотландии, Северной Ирландии.

Высшими судебными органами, юрисдикция которых, распространяется на территорию всего государства, является:

· Палата лордов.

· Судебный Комитет Тайного совета при Монархе.

Палата лордов – апелляционная инстанция по гражданским и уголовным делам. Судебный Комитет Тайного совета при монархе сохраняет свое значение как апелляционная инстанция на решение церковных судов и медицинских трибуналов.

Судебная система Англии и Уэльса:

· Апелляционный суд.

· Высокий суд: канцлерское отделение, отделение королевской семьи, семейный.

· Суд Короны.

· Суды магистратов и Суды графств.