Вопрос 2. Функционирование и задачи государственного управления.

В системе понятий науки управления термин «задачи» подразумевает определение основного круга вопросов, стоящих перед органами управления и государства в целом на современном этапе развития.

Среди задач государственного управления наиболее общими являются:

1. Охрана.

2. Поддержка.

3. Рекомендации.

4. Оказание услуг.

Среди задач государственного управления различают:

¨ основные – внешний суверенитет, национальная оборона, правосудие, охрана правопорядка.

¨ традиционные – транспорт, связь, информационные технологии, то есть по отдельным отраслям и сферам.

¨ новые – реформирование структур, развитие отраслей экономики, поддержка предпринимательства и т.д.

Под задачами понимаются мероприятия, для выполнения которых политическими властями были созданы те или иные публичные службы.

Классификация задач государственного управления Л.Уайта акцентирует внимание на организационной основе и подразделяет задачи на 3 группы:

1. Линейные подразделения – операционные задачи, связанные с обеспечением граждан всем необходимым для администрации (образование всех социальных служб, обеспечение внутреннего и внешнего суверенитета, экономическая и финансовая деятельность).

2. Вспомогательные подразделения – вспомогательные задачи, которые призваны реализовать задачи линейных подразделений, то есть обеспечивать процесс управления всеми необходимыми ресурсами и материалами. Большой ответственности эти подразделения не несут.

3. Штабные подразделения – задачи по руководству административными единицами, также занимаются выработкой политических линий для других служб.

Классификация задач государственного управления Г. Драго основана на рассмотрении задач государственного управления с точки зрения процесса принятия решения по 4-м направлениям:

1. сбор сведений;

2. изучение;

3. подготовка решений;

4. принятие, реализация и контроль.

Государство выполняет разнообразные функции, которые в той или иной степени связаны с управлением и реализуются через систему и аппарат управления. Функции управления включают почти все функции государства. Поэтому понятие функции государства тождественно функциям управления.

Функции государства не всегда являются зависимыми от его природы, так как для ряда функций государственного управления основой выступает социальная сущность государства и его ориентиры.

Для реализации функций государства создаются специальные структуры, которые координируют и согласовывают деятельность всех подразделений, оформляют эту деятельность и контролируют посредством отчетности о полученной информации.

Выделяют следующие функции государства:

1. Реформирование общества – в России в конце XX начале XXI века на первом месте находится именно эта функция, так как реформированию подвергаются все структуры и системы, в рамках проводимой социальной политики на основе указов Президента РФ, постановлений Правительства по основным направлениям реформирования.

2. Планирование – в последнее время на повестку дня выдвигается рассмотрение и внедрение функций индикативного планирования, для которых характерна гармонизация интересов государства и частного капитала. При этом допускается подписание инвестиционных соглашений по крупным проектам, имеющих приоритетное значение для государства.

3. Прогнозирование – в государственном управлении социально-экономическое прогнозирование является способом предвидения, получения представлений о будущем, обусловленное закономерностями общественного развития и действием факторов прогнозирования на данном этапе. Это научное исследование перспектив развития. Данная функция законодательно закреплена в качестве функции государственного управления.

4. Контроль – для реализации данной функции предполагается наделение правами и возложением определенной ответственности, а также ряда определенных обязательств на соответствующие органы власти. Эта функция характерна для всех систем; контролю подлежат все сферы и уровни деятельности, где в той или иной мере заложены интересы государства, права и обязанности граждан. Различают внутренний и внешний контроль. Внутренний осуществляется силами внутриведомственных органов и предприятий. Внешний же реализуется уполномоченными на то органами.

Также выделяют следующие функции государственного управления:

¨ функция внутреннего суверенитета;

¨ функция внешнего суверенитета;

¨ экономико-политическая;

¨ политическая;

¨ культурно-воспитательная.

К основным функциям государственного управления относятся:

- планирование;

- организация;

- контроль и учет;

- регулирование;

- координирование.

Эти функции реализуются в любых сферах управления, поэтому они получили название основных функций управления, на их базе формируются управления в конкретной социальной сфере. Посредством реализации общих функций осуществляется управление объектом в целом; а с помощью частной функции выполняется управление каждой подсистемой. Общая функция образуется на базе одной или двух основных функций.

Общие функции государственного управления:

1. Прогнозирование, программирование, планирование социально-экономического развития территориального образования и контроль выполнения планов и программ. Реализуется экономическим органом государственного управления.

2. Организация деятельности органа государственного и муниципального управления реализуется руководителями органа управления и их аппаратами.

3. Контроль цен и тарифов образуется на базе основной функции «контроль и учет», реализуется отделом цен.

4. Учет записей актов гражданского состояния реализуется отделом ЗАГС.

5. Регулирование функционирования хозяйства территориального образования реализуется руководителями органа государственного управления общей компетенцией.

Общими функциями государственное управление не ограничивается. Полный их перечень определяется для каждого уровня государственного управления на основе компетенции органов управления, которые устанавливаются в соответствии с законодательными актами.

Конкретные функции включают частные функции, посредством которых осуществляется управление отраслями хозяйства соответствующей территории.

В качестве частных функций государственное управление рассматривает:

- управление здравоохранением;

- управление образованием;

- управление социальной защитой населения и т.д.

При этом каждая частная функция образуется на базе всей совокупности основных функций. Общие и частные функции государственного управления реализуются соответствующими органами управления, которые выполняют также вспомогательные функции, направленные на организационное, делопроизводственное, финансовое, хозяйственное обеспечение деятельности органа управления.

Содержание функций государственного управления должно определяться на основе полномочий органов государственного управления, установленных законодательными актами, что обеспечивает функциям управления правовую обоснованность.

Классификация функций на общие и частные, во-первых, обеспечивает реализацию принципа двуединости управления, системного подхода к управлению. Во-вторых, однозначно определяет состав функций управления территориальным образованием.

В этом случае под термином «государственное управление» понимается комплекс однородных работ либо по осуществлению управления соответствующим территориальным образованием в целом (общая функция), либо отдельной отраслью хозяйства (частная функция), либо по обеспечению деятельности органа управления (вспомогательная функция).