Подсистема бухгалтерского учета

Подсистема бухгалтерского учета предназначена для автоматизации работы бухгалтерии на предприятии и предполагает четкое разделение функций между бухгалтерами и специалистами иных подразделений. Подсистема позволяет автоматически или полуавтоматически заполнять журнал хозяйственных операций и формировать проводки по счетам бухгалтерского учета. Основанием для ввода новых хозяйственных операций являются первичные документы. Обобщенная схема обработки первичных документов подсистемой бухучета показана на рис. 14.4. Запись хозяйственных операций осуществляется в соответствии с принципом документирования, что дает возможность их полной проверки от первичного документа до баланса.

Рис. 14.4. Схема работы подсистемы бухгалтерского учета

Каждая хозяйственная операция может выполнять одну или несколько проводок. Для автоматического формирования проводок в состав системы обычно входит справочник типовых хозяйственных операций. В системах всегда предусматривается возможность сформировать или откорректировать операцию или проводку вручную.

Отдельные системы могут формировать проводки и отчетные документы с использованием нескольких планов счетов. Необходимость в такой возможности возникает обычно у корпораций, имеющих предприятия или филиалы в разных странах. В Украине состав бухгалтерских счетов в плане счетов регламентируется законодательством, а состав субсчетов определяется предприятием самостоятельно. В состав поставки системы всегда входит некоторый типовой план счетов с набором счетов и субсчетов. Благодаря наличию в составе известных систем мощных средств для ведения аналитического учета необходимость дополнять или изменять типовой план счетов системы возникает не всегда.

На основе журнала хозяйственных операций и проводок подсистема автоматически заполняет главную книгу, баланс предприятия, формирует документы бухгалтерской и налоговой отчетности. Необходимой является возможность дополнения и корректировки отчетных документов и формы баланса предприятия.

В подсистеме бухгалтерского учета также решаются задачи учета основных средств и нематериальных активов, материальных ценностей, малоценных и быстроизнашивающихся предметов с автоматическим формированием проводок при операциях с ними.

Наряду с чисто бухгалтерскими аспектами учета основных средств обычно имеются достаточно большие по объему требования относительно контроля за техобслуживанием и ремонтами оборудования, что обуславливает тесную интеграцию с модулем «Управление ремонтами» подсистемы управления производством.

Современные АСУ формируют отчеты по основным средствам как в соответствии с требованиями законодательства, так и подробные отчеты, содержащие информацию о калькуляционной восстановленной стоимости, амортизации и степени износа. Таким образом, учет основных средств требует наличия следующих функций: оценка и амортизация, незавершенное капитальное строительство, арендованные основные средства, планирование и моделирование затрат, контроллинг инвестиций.

В подсистеме бухгалтерского учета обычно реализуются функции автоматизации кассовых и расчетных операций, а именно:

- формирование платежных документов, сопровождающих движение денежных средств (кассовые ордера, платежные поручения);

- ввод банковских выписок с привязкой платежей к документам - основаниям, сформированным подсистемой управления торговлей и складом;

- выполнение электронных платежей;

- выполнение финансовых операций в национальной и иностранной валютах;

- автоматическое формирование проводок по финансовым документам.

Функции расчета, начисления и выплаты зарплаты обычно реализуются в виде отдельного модуля в составе подсистемы бухгалтерского учета. Модуль «Зарплата», тесно связанный с подсистемой управления персоналом, предназначен для выполнения следующих функций:

□ Начисление заработной платы с использованием различных видов оплат;

□ Отнесение оплат к основному или дополнительному заработку;

□ Расчет различных видов отчислений и налогов на фонд оплаты труда;

□ Расчет отчислений и налогов на зарплату отдельного сотрудника (подоходный налог, отчисления в фонды);

□ Формирование расчетно-платежной и платежной ведомостей;

□ Формирование платежных поручений на оплату налогов;

□ Расчет подоходного налога по месячному и по совокупному годовому доходу;

□ Расчет т выплата больничных, материальной помощи, пособий, отпускных, разовых выплат, договоров подряда;

□ Ведение лицевых счетов сотрудников и хранение данных обо всех выплатах и удержаниях;

□ Формирование различных справок;

□ Автоматическое формирование бухгалтерских проводок.