Процессно-ориентированная организация

Понятие «процесс» — ключевое в современной теории управления бизнесом.

Процесс - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы и выходы (рис. 3.3). Процесс включает одну или более связанных между собой процедур, которые совместно реализуют некую задачу бизнеса — обычно в рамках организационной структуры. Он может выполняться в пределах одной организационной единицы, охватывать несколько единиц или даже несколько различных организаций, например, в системе «покупатель-поставщик».

Рис. 3.3. Понятие "ПРОЦЕСС"

Классификация процессов

Различают основные и вспомогательные процессы.

Основные процессы — это те процессы, которые добавляют новое качество продукции.

Вспомогательные процессы формируют инфраструктуру организации.

Владелец процесса — лицо (или группа лиц), отвечающее за процесс и имеющее полномочия изменять его с целью усовершенствования.

Границы процесса — граница входа и граница выхода. Граница входа предшествует первой операции процесса, граница выхода следует за его последней операцией.

Интерфейс процесса — механизм (организационный, информационный, технический), взаимодействия процесса с предшествующим и последующим процессами. Работа организации должна быть организована вокруг процессов.

Цель организации - совершенствование бизнес-процессов для преодоления их фрагментарности и для достижения существенных улучшений в ключевых показателях результативности — затраты, качество, уровень обслуживания и оперативность.

Первым шагом проекта по оптимизации деятельности должно стать выделение основных продуктов компании и выстраивание процессов в соответствии с продуктовыми линиями. Это позволяет получить продуктовые «срезы» бизнес-процессов организации.

Однако существуют функциональные подразделения, которые принимают участие в обслуживании всех продуктовых линий, например, бухгалтерия, транспортный цех и т.д. Перестроить данные направления, разбив их на продуктовые срезы компании, крайне сложно, так как это повлечет за собой массу дополнительных проблем и расходов.

Задача формализации и оптимизации деятельности сводится к выделению бизнес-процессов в соответствии с продуктовыми линиями и функциональными подразделениями, и увязке их в сквозные процессы компании, нацеленные, в первую очередь, на создание продуктов и предоставление услуг клиентам.