ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVIII В.- ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА ХIX ВЕКА.

Старые города Украины, сложившиеся в феодальную эпоху, не имели благоустрой­ства и отличались хаотической застройкой. Указ правительства 1763 г. об изготовлении генеральных планов городов был распрост­ранен и на Украину. Но русско-турецкая война, начавшаяся в 1763 г., и осуществле­ние мероприятий по освоению огромных территорий Причерноморья отодвинули на задний план реконструкцию старых укра­инских городов.

Выход России к Черному морю способ­ствовал возникновению новых городов на юге Украины, где создавались крепости и верфи для строительства флота. В корот­кий исторический срок были заложены Екатеринослав (1777), Херсон (1778), Ма­риуполь (1780), Николаев (1789), Одесса (1794) и другие города. Некоторые из них, например Елизаветград и Александровск, возникли на месте крепостей, входивших в систему оборонных линий Российской им­перии на юге.

Закладка новых городов в ряде случаев происходила поспешно без серьезных инже­нерных изысканий, почему допускались крупные просчеты и ошибки, исправление которых обходилось казне дорого. Это вид­но на примере Екатеринослава и Херсона.

Екатеринослав был основан в 1777 г. при впадении в р. Самару правого ее притока— р. Кильчени. План города не был увязан с конкретными природными условиями. Его форма — в виде многоугольной звез­ды— образована системой укреплений с выступающими треугольными бастионами. Прямоугольная сетка улиц и площади бы­ли разбиты в середине кольца укреплений. При осуществлении этого плана успели по­строить здания уездных учреждений, два училища для дворян, церкви и дома реме­сленников и купцов. Вскоре обнаружились и губительно сказались на людях нездоровыеусловия, свойственные данной местно­сти, окруженной болотами. Город заглох, и в 1787 г. на берегу Днепра был заложен Екатеринослав Второй.

Екатеринослав как центр Новороссии должен был, по мысли Потемки­на, стать третьей столицей империи и превзойти по своим размерам Петербург. Фантастичность замысла хорошо видна по проекту, составленному членом Парижской и Петербургской академий К. Геруа, утвер­жденному в 1786 году. Проект отличался излишествами и не учитывал конкретных природных условий. На живописной при­брежной местности была разбита сухая, геометрически правильная сеть улиц с пом­пезной центральной площадью, с колос­сальными сооружениями «по вкусу грече­ских и римских зданий» и с собором, пре­восходящим размерами знаменитый собор св. Петра в Риме.

В связи с нереальностью проекта воз­никла необходимость в новом плане, состав­ление которого было поручено архитектору И. Старову.

По этому проекту, утвержденному в 1790 г., центром города служит полукруг­лая парадная площадь перед дворцом на­местника края, к которой сходятся три лу­чевые магистрали. Средняя магистраль трактовалась в виде основного проспекта, по оси которого на открытой площади рас­полагался собор. Площадь, по замыслу Старова, должна была объединить ан­самбль административных и общественных зданий (присутственные места, гостиный двор, почта и др.). Кроме центральных площадей было предусмотрено несколько второстепенных, рыночных. По склону хол­ма вокруг центральной части города запро­ектирована кольцевая магистраль, а пер­пендикулярно среднему лучу от площади проложена улица, дававшая начало дороге на Кременчуг.

Застройка центральной нагорной части при всех достоинствах ее новой планировки продвигалась медленно ввиду оторванности этой части города от Днепра и недостатка питьевой воды. Население предпочитало селиться в низменной части вдоль Кремен­чугской дороги ближе к Днепру. Развитию этой части города способствовало строи­тельство здесь в 1790-х гг. суконной и чу­лочной фабрик. Близ них выросли служебные помещения и рабочий поселок В 1778 г. в устье Днепра были заложе­ны крепость и город Херсон, сочетавший в себе порт, военную гавань и верфи рус­ского флота на Черном море. Крепость примыкала непосредственно к верфям, а к западу и к востоку от нее, отделенные эс­планадой, выросли два «форштата» — мещанский и военный, где селились купцы, рабочие, ремесленники и военнослужащие. Город строился под руководством русских военных инженеров генерал-поручика Ган­нибала, полковника Германа, а с 1784 г. инженер-полковника Корсакова. Проект­ные работы выполнял архитектор Буржуа.

В дальнейшем выявилось, что место, поспешно избранное для Херсона, неудобно для судостроительной верфи. Река была мелководна, что усложняло строительство здесь крупных военных кораблей. Для этой цели более пригодным было место при впа­дении в Черное море реки Ингул. Здесь в 1789 г. был основан г. Николаев.

Генеральный план Николаева составлен архитектором Старовым и военными инже­нерами Де-Волланом и Князевым. В ос­нову планировки Николаева положена пря­моугольная система с. центральной пло­щадью, разбитой на пересечении двух магистральных улиц. На площади постро­ены магистрат, церковь Григория Армян­ского с колокольней, гостиный двор и пр

Среди городов Крыма в конце XVIII в. выделяется Севастополь, поражающий тем­пами строительства. Основанный в 1784 г., уже через три года он имел, по описаниям французского посла графа Сегюра, 400 до­мов, несколько складов, адмиралтейство, городские укрепления, госпиталь, пристани. Сегюр признал застройку города «подви­гом необыкновенной деятельности». До наших дней сохранился один из ранних пла­нов города, из которого видно, что при размещении военных и гражданских строе­ний большое внимание уделялось положе­нию бухты и рельефу местности. Предвари­тельного проекта планировки города, видимо, не было, и вопросы застройки раз­решались на месте.

В развитии городов Поднепровья и лево­бережной Украины последней трети XVIII в. не произошло заметных изменений, несмотря на меры, принимавшиеся правительством. «Комиссии строения Санкт-Петербурга и Москвы» выработала основные нормативы противопожарных и санитарных мероприятий. В процессе пла­нировки обращалось внимание на установление определенных разрывов между стооениями, застройку некоторых кварталов огнестойкими зданиями, устройств пожарных депо и т. д. Для улучшения санитар­ного состояния города предлагалось делать сточные канавы на улицах, выносить клад­бища за черту города.

Составленные и одобренные на местах проекты планировки городов передавались на заключение в «Комиссию строения Санкт-Петербурга и Москвы», которая по­сле внесения необходимых изменений на­правляла их на утверждение. В 80-х гг XVIII в. многие старые города Украины получили утвержденные планы.

При сохранении крепости в городе, естественно, сохранялась историческая пре­емственность схемы новой планировки и существовавшей до этого застройки, не до­пускавшей абстрактной геометризации. Новая планировка исходит в основном из принципа совершенствования исторически сложившейся схемы города. Это заметно, например, в плане Сум, где в центре при слиянии рек Сумы, Псела и Сумка нахо­дится старая крепость. Планировка города, расчлененного реками на три части, под­чинена единому замыслу, заключающемуся в прокладке большинства улиц по направ­лению к крепости, почему план города при­ближается к радиально-кольцевой схеме.

Регулярная планировка применялась лишь на свободных территориях, как это было, например, в проекте планировки Ки­ева. Проекты перепланировки старых Украинских городов, утвержденные в конце XVIII столетия, во многих случаях остава лись нереализованными из-за войн с Тур­цией, строительства новых черноморских портов и создания военного и торгового флота, поглощавших большие средства.

К концу XIX в. многие города Украины потеряли свое оборонное значение, что по­влекло в ряде случаев уничтожение древ­них земляных валов. В этот период уве­личиваются ассигнования на реконструк­цию таких городов, как Киев, Харьков, Чернигов, Сумы, Новгород-Северский и др., значение которых как административных центров губерний и уездов все более растет. Развитию городов Украины в начале XIX в. способствовал рост промышленности и тор­говли, вызвавший приток населения и ожив­ление строительства. Правительство отпу­скает средства на строительство зданий административных, культурно-просветитель­ного назначения и учреждений Приказа об­щественного призрения; улучшается и благоустройство городов. Во многих городах появляются каменные мостовые, тротуары и уличное освещение.

Конкретные условия развития городов Украины потребовали составления новых проектов планировки, а в ряде случаев — существенной переработки генеральных планов, утвержденных в конце XVIII в. В этот период получает распространение геометрическая регулярная планировка. Прямые улицы прорезают старые земляные укрепления и прокладываются на местности без учета рельефа, береговых линий рек и существующих зеленых насаждений.

В Киеве в это время сливаются воедино три разобщенные раньше части. Между старым городом и Печерском по плану 1787 г. застраивается район «Липки», а ча­сти города, раньше заключенные в кольцо укреплений, также перепланированы и объ­единены по плану 1837 г. с районом «Новое строение». После пожара на Подоле в 1811 г. был сделан архитектором В. Гесте новый проект планировки, согласно кото­рому вместо скученной застройки с узкими путаными улицами должны быть проло­жены прямые, широкие магистрали. В цент­ре этой части города сделана обширная Контрактовая площадь, где предполагалось возвести Контрактовый дом и почту (был построен только Контрактовый дом).

Новым центром Киева по плану начала XIX в. предусматривалось сделать район Печерска.

Процесс реконструкции охватил в начале XIX столетия также и города западной ча­сти Украины, находившейся в то время под властью Австро-Венгрии. Во многих горо­дах были срыты валы, прокладывались ши­рокие улицы, проводились работы по озеле­нению. Во Львове на месте валов образова­лись новые бульвары и площади, окружив­шие старый город. В общем же реконструк­ция этого города осуществлялась без единого плана, по частям, не затрагивая коренных вопросов перепланировки уличной сети. Причиной, в известной степени, были круп­ные каменные строения, которые из эконо­мических соображений не представлялось возможным сносить. Поэтому даже в центре города оставались узкие улицы-ко­ридоры, куда редко проникает солнце.

В первой половине XIX в. почти для всех губернских и уездных городов Укра­ины были составлены и утверждены гене­ральные планы городов. Но в условиях ца­ризма большие градостроительные идеи, заложенные в проектах, оставались неосу­ществленными. Это видно, например, на архитектурном облике бульвара им. Т. Г. Шевченко в Киеве и на централь­ном проспекте Екатеринослава, застроен­ных одно- двухэтажными обывательскими домами, не соответствующими крупному масштабу запроектированных магистралей.