НЕСКОЛЬКО СЛОВ В ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Нельзя объять необъятное». Сей афоризм постоянно вспоминался в процессе работы над этой книгой. Ведь музыкальное искусство возникло за несколько тысячелетий до нашей эры, а мы начали основную часть свого рассказа лишь с XVII века нашей. Даже повествуя об эпохах барокко, классицизма, романтизма, объемлющих десятилетия, мы вынуждены были освещать лишь крупнейшие фигуры, тогда как хорошо известно, что искусство живет не одними лишь великими достижениями. Недаром писал Д.С. Лихачев: «Культура человечества — это не гении, рождающие все из себя. Гении создаются на определенной почве культуры».
И уж совсем беглой, обзорной оказалась наша характеристика музыкальной культуры XX столетия. Но как достигнуть полноты, когда художественные направления стали возникать с поистине космической скоростью?! Причем, появившись, они то стремительно исчезали, то, наоборот, длительно и плодотворно развивались, порождая новые родственные направления и противостоя своим антиподам.
В сложившейся мозаике современного искусства нелегко ориентироваться и уж совсем невозможно рассмотреть ее во всех деталях, тем более, что пространство печатного текста и главное — время, отведенное на его написание, — повторим — было весьма и весьма ограниченным.
Наш век, несчастный и прекрасный, богатый ужасающими падениями и невиданными взлетами, подверг человечество тяжелейшим испытаниям, но и одарил его потрясающими сокровищами. Стало трюизмом называть XX столетие эпохой научно-технической революции. Однако не всегда при этом вспоминают о великолепном взлете искусства, блистательном расцвете многих национальных школ и, наконец, о том, сколько гениальных художников появилось на свет Божий именно в нашем веке.
Музыкальное искусство не стало исключением. Напротив, даже в солидных многотомных изданиях нашлось место отнюдь не для всех титанов современности. И уж, конечно, в скромной популярной книжке, которую мы предлагаем читателю, пришлось отказаться от освещения фигур многих и многих талантливейших композиторов и даже целых национальных школ. Так, мы, к сожалению, не расска-
Творчество европейских композиторов чрезвычайно обогатилось и благодаря воздействию музыкальных культур других континентов. Увы, нам не удалось рассказать о них на страницах этой книги. Между тем в последние годы отечественная наука весьма продвинулась в освоении искусства всего мира. Восполнить имеющиеся в настоящей книге пробелы в известной мере может завершающий ее список литературы, с которой мы советуем познакомиться читателям.
Дорогу осилит идущий...