НЕСКОЛЬКО СЛОВ В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Нельзя объять необъятное». Сей афоризм постоянно вспоминался в процессе работы над этой книгой. Ведь музыкальное искусство возникло за несколько тысячелетий до нашей эры, а мы начали основную часть свого рассказа лишь с XVII века нашей. Даже повествуя об эпохах барокко, классицизма, романтизма, объемлю­щих десятилетия, мы вынуждены были освещать лишь крупнейшие фигуры, тогда как хорошо известно, что искусство живет не одними лишь великими достижениями. Недаром писал Д.С. Лихачев: «Куль­тура человечества — это не гении, рождающие все из себя. Гении создаются на определенной почве культуры».

И уж совсем беглой, обзорной оказалась наша характеристика музыкальной культуры XX столетия. Но как достигнуть полноты, когда художественные направления стали возникать с поистине космической скоростью?! Причем, появившись, они то стремительно исчезали, то, наоборот, длительно и плодотворно развивались, по­рождая новые родственные направления и противостоя своим анти­подам.

В сложившейся мозаике современного искусства нелегко ориенти­роваться и уж совсем невозможно рассмотреть ее во всех деталях, тем более, что пространство печатного текста и главное — время, отведенное на его написание, — повторим — было весьма и весьма ограниченным.

Наш век, несчастный и прекрасный, богатый ужасающими паде­ниями и невиданными взлетами, подверг человечество тяжелейшим испытаниям, но и одарил его потрясающими сокровищами. Стало трюизмом называть XX столетие эпохой научно-технической рево­люции. Однако не всегда при этом вспоминают о великолепном взлете искусства, блистательном расцвете многих национальных школ и, наконец, о том, сколько гениальных художников появилось на свет Божий именно в нашем веке.

Музыкальное искусство не стало исключением. Напротив, даже в солидных многотомных изданиях нашлось место отнюдь не для всех титанов современности. И уж, конечно, в скромной популярной книжке, которую мы предлагаем читателю, пришлось отказаться от освещения фигур многих и многих талантливейших композиторов и даже целых национальных школ. Так, мы, к сожалению, не расска-

Творчество европейских композиторов чрезвычайно обогатилось и благодаря воздействию музыкальных культур других континентов. Увы, нам не удалось рассказать о них на страницах этой книги. Между тем в последние годы отечественная наука весьма продвину­лась в освоении искусства всего мира. Восполнить имеющиеся в настоящей книге пробелы в известной мере может завершающий ее список литературы, с которой мы советуем познакомиться читателям.

Дорогу осилит идущий...