Ян Сибелиус. Концерт для скрипки с оркестром (ре минор).

В трёх частях. Создан в 1903 г.

1 часть — аллегро модерато - музыкальный портрет Родины. Сонатная форма. Главная партия ре минор с элементами дорийского и гармонического минора. Характер суровый, мрачно-романтический. Тема содержит патетические декламационные интонации. Связующая партия драматическая, взволнованная, полная виртуозных, технически сложных приёмов игры у солиста. Побочная партия — Си бемоль мажор — страстного лирического характера, основана на романсовой мелодии. Заключительная партия - Си бемоль мажор - имеет мрачно-героические и плясовые черты. Основную часть разработки занимает обширная виртуозная каденция солиста. В конце части кода на музыке плясового характера, а в самом конце — музыка главной партии — суровая и яростная.

2 часть Си бемоль мажор. Темп - адажио. Сложная 3-хчастная форма. После короткого вступления звучит романсовая тема, гибкая, певучая, «бесконечная» мелодия. Средний раздел драматический, суровый, романтически взволнованный. В репризе основную тему, звучащую в оркестре, расцвечивают, «оплетают» виртуозные подголоски и пассажи солиста.

3 часть — Ре мажор – Allegro non tanto (не слишком быстро). Форма сонатная без разработки. На фоне упругого ритма в сопровождении (чередование четверти и пары восьмушек) звучит пружинистая, почти маршеобразная тема скрипки, патетическая и виртуозная. Побочная партия (соль минор — Си бемоль мажор) танцевальная, полная синкоп, хотя и сурово тяжеловесная. После короткой связки, заменяющей разработку, звучит реприза, где темы получают виртуозное развитие. В конце финала - кода. Музыка мощная, бурная, в ней чувствуется романтический мрачный пафос и стихийная сила.

Скрипичный концерт Сибелиуса - образец романтической музыки. Сочетание яркой образности и технической сложности выдвигает это произведение в один ряд с самыми лучшими произведениями в жанре скрипичного концерта (в числе которых концерты Бетховена, Мендельсона, Чайковского, Брамса, Глазунова).

 

Музыкальная культура Франции

Начало ХХ века – пёстрая смесь направлений в искусстве: импрессионизм. Сезанизм, Матисс Гоген, Пикассо. В 10-е гг. – футуризм и экспрессионизм, в 20-е сюрреализм (Дали). После 1 МВ уходит импрессионизм уходит, уступая неоклассицизму. Появляются новые имена: Онеггер, Мессиан, Мийо, Жоливе В послевоенном Париже царил дух обновления, возникали группировки деятелей искусства. Одной из таких стала знаменитая «Шестёрка»: Артур Онеггер, Дариус Мийо, Франсис Пуленк, Луи.Дюррей, Жермена. Тайфер, Жорж Орик. Поводом к возникновению группы послужила постановка балета «Парад» (музыка Эрик Сати, сценарий Жан Кокто, Декорации Пабло Пикассо). Это был синтез новых направлений в искусстве: кубизма, сюрреализма, футуризма, неопримитивизма, мюзик-холла. Поэт Гийом Аполлинер - вождь сюрреалистов, восторженно приветствовал балет как бунт молодёжи против добропорядочной и фальшивой буржуазности. Молодые композиторы выступили в ответ на эту скандальную постановку, а журналист Колле уподобил шесть французов Русской пятёрке (Могучей кучке).