Возникновение ислама

1. Источники по раннему исламу и формированию мусульманского государства

2. Мекканский период жизни Мухаммеда

3. Мединский период жизни Мухаммеда

 

1. Источники по раннему исламу и формированию мусульманского государства

 

1. Коран. Это очень сложное произведение арабской литературы создавалось в основном в VII в. Наиболее древние рукописи этой книги, написанные куфическими письменами, относятся, вероятно, к началу VIII в.

По преданию, первый праведный халиф Абу Бакр () поручил одному из личных секретарей Мухаммеда Зайду ибн Табиту (Сабиту) возглавить специальную комиссию по записи Корана и составить полный письменный текст Корана в одной книге. Работа была завершена при втором праведном халифе Усмане (644—656). Поэтому за ним закрепилось название Османова Корана. Были изъяты существовавшие до этого письменные версии Корана и сделаны многочисленные списки «стандартного» текста. Но наряду с этой редакцией, ставшей канонической, существовал ряд других, дошедших до нас только в виде коротких отрывков. Вплоть до X в. в обращении были Кораны, отличавшиеся от канонического текста.

2. Второй - «Житие посланника Аллаха» («Сират расул Аллах»), написанное во второй половине VIII в. мединцем Ибн Исхаком (ум. 767), дошедшее в обработке выдающегося филолога IX в. Ибн Хишама (834) и отчасти обширных выдержках из трудов ат-Табари. «Сира» Ибн Исхака была написана в Багдаде по заказу аббасидского халифа Мансура (754—775).

3. Дополнением к «Сире» может служить «Книга военных походов» («Китаб ал-магази») Вакыди (747—823), где также содержится много легенд. Эти произведения арабской литературы служат основными первоисточниками при изучении проблемы возникновения ислама.

Все последующие мусульманские авторы биографий Мухаммеда пользовались этими первоисточниками.

4. По возникновению ислама важным дополнением к «Сире» Ибн Исхака служат соответствующие места из «Истории пророков и царей» ат-Табари (ум. 892 г.), который пользовался сочинением Ибн Исхака в его ранней редакции, до нас не дошедшей (если не считать небольшого отрывка из него, написанного на папирусе). Кроме того, «История» ат-Табари является источником по истории халифата 7- 9 вв.

5. Белазури, современник ат-Табари «Завоевания стран» (Футух ал-булдан) также посвящено истории арабских завоеваний.

6. С середины VII в. составлялись тематические сборники Xадисов (мусаннаф) и сборники, объединявшие вместе хадисы. от одного передатчика (муснад). Однако в илу ряда причин использовать хадисы в качестве полноценного источника по данному периоду не представляется возможным.

 

2. Мекканский период жизни Мухаммеда

 

По преданию, Пророк Мухаммед ибн Абдаллах родился ок. 570 г. (29 августа 570 г. (571?)) – в год Слона в знатной мекканской семье рода хашим племени курейш. до 5-и лет Мухаммед жил у кормилицы Халимы из бану Саад. После смерти Матери Мухаммеда воспитывал сначала его дед, глава рода, Абд ал-Мутталиб, а после его смерти в 578 г. – дядя и новый глава рода Абу Талиб.

В 595 г., проведя успешную торговую операцию в Сирии, Мухаммед женился на богатой 40-летней вдове Хадидже.

В это время по Аравии из земледельческого Йемена распространялось утверждавшее единобожие аскетическое движение ханифов. Вероятно, идеи ханифов оказали определяющее влияние на Мухаммеда. Особенно любил он уединяться в пещеру на горе Хира. Предание гласит, что весной 610 г. утомленный молитвой Мухаммед заснул в пещере. Во сне ему явился архангел Джибраил (Гавриил). С этой памятной ночи – ночи Предопределения (Свершения, Могущества – лейлят аль Кадр, 27 день месяца Рамадан) Мухаммаду передавался Коран, содержащий основы новой религии – ислама.

Первыми обратились в новую веру домашние и друзья Мухаммада. Его поддержала жена, дядя Абу Талиб, кузен Али ибн Аби Талиб, знатный купец Абу Бекр, чуть позже Осман и др. Только через 3 года он стал открыто проповедовать и встретил резкое неприятие опасавшихся за свою власть богатых мекканцев. Особенно страдали беднейшие его приверженцы. Так, чернокожего Билала ибн Рабаха его хозяин заставлял в зной ложиться в пустыне , клал ему на грудь камень и призывал отречься от единого Бога.

С 614 г. Мухаммед стал называть себя в проповедях Посланником Божьим.

В 615 г. Мухаммед отправил большую часть своих беднейших сторонников в христианскую Эфиопию во главе с кузеном М. Джафаром ибн Абу Талибом (80 чел.).

618 г. (619) удар для М. – смерть Абу Талиба и Хадиджи. В этот период происходит знаменательное духовное событие – лейлят аль-Мирадж (ночь Вознесения).

Мухаммед не чувствовал себя в безопасности в Мекке, поэтому был вынужден искать пристанища. Сначала – в Таифе, а затем в Йасрибе. Туда Мухаммед перебрался со своими сторонниками 16 июля 622г., вошедшим в историю как год переселения – «хиджры». От этого знаменательного события мусульмане начали вести новое летоисчисление.

 

3. Мединский период жизни Мухаммеда

 

В Йасрибе проживали: 3 иудейских племени (кейнука, курейза и надир) и 2 арабских (аус и хазрадж).

Мухаммед возглавил мединскую общину верующих – умму, состоявшую из мекканских переселенцев-мухаджиров и принявших ислам мединцев-ансаров (помощников). Верхушку уммы составляли мухаджиры, ансары – в подчиненном положении. Еврейске племена в дальнейшем – частично выселены, а частично истреблены.

Мухаммед начал управление с набегов на Мекканские караваны. Произошло несколько знаменательных столкновений и военных компаний: битва при Бадре, сражение у горы Ухуд, Битва у рва.

В 628 г. в сезон паломничества в долине Худейбии между мекканцами и мединцами было подписано соглашение, по которому мусульмане получали право раз в год совершать паломничество к Каабе. Но позже оно было нарушено. Уже в следующем году ислам вышел за пределы мединского оазиса и стал распространяться по Аравии. В 630 г. вооруженные мусульмане торжественно вошли в Мекку. Мухаммед приказал снять с Каабы всех идолов и стереть все настенные росписи. Затем он объявил об отмене кровной мести, которая заменялась штрафом, и всех привилегий курайшитов. Союз Мекки и Медины, а также признание Мухаммеда Пророком, положили начало арабской государственности. Оседлые и кочевые племена объединились в единую народность. С VII в. у них была единая территория и они говорили на едином арабском языке.