Политические партии и течения в период после Февральской революции.
Носителем идеи национального освобождения, пробуждения национального самосознания казахского народа, вдохновителем борьбы против колониализма выступила национальная демократическая интеллигенция. Во главе ее стал видный деятель российского либерально-демократического движения, в прошлом член Центрального Комитета кадетской партии Алихан Бокейханов. Его единомышленниками и соратниками стали известные просветители и демократы, активные участники революционного движения А. Байтурсынов, М. Дулатов, А. Ермеков, Ж. Досмухамедов, X. Досмухамедов, Ж. Акбаев и многие другие. Лейтмотивом движения стала идея освобождения казахского народа от колониального ига, создания конституционным путем суверенного автономного национального государства. После Февральской революции алашское движение, ведущее свое начало с 1905 г., вновь активизировалось. В апреле-мае 1917 г. состоялись съезды партии "Алаш", на которых рассматривались важные проблемы, входящие в компетенцию местного самоуправления.
Так, состоявшийся областной Семиреченский съезд казахов в апреле 1917 г. рассмотрел вопросы продовольственного снабжения, местного управления, судопроизводства, налогообложения, образования и просвещения. Съезд, в частности, признал необходимым "закрыть область для переселения извне". Особое внимание было уделено вопросам урегулирования взаимоотношений киргизов с русскими, способам возвращения из Китая беженцев.
21—26 июля 1917 г. в Оренбурге состоялся Общеказахский съезд, который рассмотрел такие проблемы, как форма государственного управления, автономия казахских областей, земельный вопрос, организация народной милиции, земство, народное образование, суд, духовно-религиозные вопросы и т. д.
Съезд рассмотрел также вопрос об образовании казахской политической партии "Алаш" и признал необходимым выработать ее программу. По вопросу о форме государственного управления съезд записал: "В России должна быть демократическая федеративная парламентская республика". Делегаты съезда признали, что казахские области "должны получить областную территориально-национальную автономию", выразили свою позицию по отношению к 83 тыс. беженцев из Китая, участникам событий 1916 г., подвергавшихся дискриминации и преследованию со стороны казачества Семиречья и органов Временного правительства.
В мае 1917 г. состоялся Всероссийский съезд мусульман, который, рассматривая вопрос об отношении к войне, заявил, что считает своим лозунгом "мир без аннексий и контрибуций на основах самоопределения народностей Европы, Азии и Африки". Съезд признал формой государственного устройства России демократическую республику на национально-территориально-федеративных началах. На нем бурно обсуждался женский вопрос.
Вопреки протестам 250 мулл была принята резолюция о том, что "мусульманки как в политических, так и гражданских правах должны быть равноправными с мужчинами". Съезд высказался против многоженства и калыма.
Обсудив рабочий вопрос, делегаты приняли резолюцию о введении 8-часового рабочего дня, о введении обучения в начальной школе на родном языке, всеобщего обязательного и бесплатного начального обучения.
Бурное развитие мусульманского движения, охватившее своим влиянием 30-миллионное население окраин России, привело к созданию ряда исламских партий. В сентябре 1917 г. образовалась первая мусульманская партия — Партия туркестанских федералистов.
В 1917 г. в Аулие-Ате и Мерке образовался Революционный союз казахской молодежи. В Акмолинске действовала такая же организация "Жас казах". Позднее многие члены этих организаций (С.Сейфуллин, Т.Рыскулов) самоотверженно боролись за установление Советской власти в Казахстане.
После Февральской революции 1917 г. в северных областях Казахстана активизировала работу организация кадетов. В Семипалатинске она издавала свою газету "Свободная речь". Кадеты были сторонниками единой, неделимой России, конституционной монархии, переселенческой политики. Член ЦК кадетской партии А. Бокейханов заявил о своем несогласии с такими программными положениями и выходе из этой партии.
Весной 1917 г. возникли организации эсеров. Лозунги этой партии "Землю надо передать тем, кто ее обрабатывает", "Земля — собственность всего народа", осуждение на съезде в Туркестане колониальной политики царизма обеспечили ей временный успех. К лету 1917 г. в руках эсеров оказались все Советы (кроме Черняевского). Таким образом, как в России, так и на ее национальной окраине — в Казахстане — сложилась многопартийная система.