Двухкамерные системы (S3D Rig).

Все существующие съемочные стереосистемы можно разделить на две основные группы: двухкамерные и однокамерные. Двухкамерные системы, как правило, состоят из двух стандартных кинокамер, применяемых в традиционном кинематографе и устройства их сочленения, называемого ригом. Риги бывают двух видов: с расположением камер рядом на одном горизонте оптических осей -"side by side_rig" (фото 13), и с расположением на взаимно перпендикулярных осях с использованием полупрозрачного зеркала - "mirror_rig" (Фото 14). В первом случае, при параллельном расположении камер, из-за их больших габаритов, невозможно вести съемку средних и крупных планов с необходимым малым базисом, поэтому, такие системы используют только для съемки ландшафтных планов, или при аэрокиносъемке.

 
  Две пленочные камеры "Arriflex" с базисом 240 мм Две цифровые камеры "EPIC" с базисом 120 мм Фото 13
Две камеры Red One, установленные на риг с полупрозрачным зеркалом Фото 14
       

 

При расположении камер на взаимно перпендикулярных осях, используя полупрозрачное зеркало, можно добиться широкого диапазона изменения межосевого расстояния между объективами камер, вплоть до нуля. Это позволяет проводить съемку средних и крупных планов без эффекта миниатюризации (Фото 14).

Согласно нижеприведенной схеме (Рис. 23), съемка на взаимно перпендикулярных осях предполагает, что регистрация объекта происходит на параллельных осях. Но в ригах последних конструкций стали вводить механизм конвергенции оптических осей камер. Это позволяет избегать последующего сведения кадров стереопары по точкам нулевого параллакса и потери определенной площади кадра. Величина ограничения угла конвергенции (не более 7º) определена эмпирическим путем, исходя из возможностей последующего исправления дисторсии проективных изображений объекта.

Рис. 23

Важным моментом в работе двухкамерных систем является синхронизация камер для одномоментной регистрации двух ракурсов. При выборе камер следует учитывать такой параметр, как скорость формирования и съема сигнала с матрицы. Недостаточное быстродействие матриц является причиной рассинхронизации правого и левого изображений элементов объекта, при высокой скорости их перемещения. При покадровой синхронизации, наблюдаются признаки внутрикадровой рассинхронизации при съемке спортивных соревнований, быстрой жестикуляции актеров, пробега животных и т.п.. По этой причине камеры "RED One" на ригах создавали определенные проблемы при стереосъемке быстродействующих объектов.

Принципиальным недостатком всех двухкамерных систем является отсутствие стопроцентной взаимной идентичности двух камер. Под такие системы разработаны редакторские программы, позволяющие в автоматическом режиме проводить коррекцию различий в изображении кадров стереопары по яркостным и цветовым характеристикам, а так же исправлять геометрические различия изображений, возникающих в результате съемки на конвергированных осях. Но, внутрикадровая рассинхронизация исправлению не подлежит.

При использовании систем с полупрозрачным зеркалом потери светового потока достигают 50%, в результате чего мы имеем "кроп-фактор" по светосиле с К=2 (пересчет значения относительного отверстия при определении экспозиции).

Во избежание паразитных отражений от зеркала, перед камерой, снимающей изображение на отражение от зеркала, устанавливается поляризационный фильтр. Это ставит камеры в неравные условия, и является причиной появления эффекта стереоскопического (бинокулярного) блеска, когда изображения сопряженных участков отражаемых поверхностей имеют различную степень яркости.

Поверхность зеркала не защищена от внешнего воздействия, что является причиной ограниченных возможностей съемки даже в минимально агрессивной среде (повышенная влажность, пыль, снег и т.п. явления).

Риг с камерами "Arri" - 60 кг Риг с камерами "Epic" - 19-21 кг. Фото 15

Для оператора, привыкшего в традиционном кинематографе иметь дело с киносъемочным аппаратом и наблюдением через видоискатель, работа на ригах требует значительной психологической перестройки. До недавнего времени вес ригов с профессиональными камерами мог достигать 70 кг, если же требовалось снизить вес и габариты, то приходилось использовать камеры, с записью на отдельно подключаемый рекордер через внешний кабель. C появлением на рынке малогабаритных камкордеров "Epic" компании RED с записью на твердотельные компактные карты памяти, принципиально изменились функциональные возможности ригов, которые широко стали применяться в установке на стедикам, и даже использоваться в плечевом варианте для съемки с рук (Фото 15). Но и в этих случаях, все ранее описанные принципиальные недостатки не устранены. Использование двухкамерных систем для стереосъемки столь же архаично, как если бы сегодня в цветном кино мы продолжали использовать технологию съемки на три цветоделенных черно-белых негатива.