Важнейшим административным барьером является коррупция.

Как правило, выделяют следующие типы трактовки категории «коррупция»[68]:

- системное понимание коррупции как сложного социально-экономического явления характерно для акторов с активным интересом к проблеме;

- бытовое понимание — при пассивном интересе коррупция рассматривается как совокупность несвязанных аморально-криминальных проявлений;

- отсутствие понимания характерно для слабого интереса к проблеме

В общепринятой характеристике коррупция представляет собой прямое использование должностным лицом прав, предоставляемых его должностью, в целях незаконного личного обогащения, выражаемого в приобретении должностным лицом для себя или других лиц, в судьбе которых оно так или иначе заинтересовано, материальных благ, помимо законного вознаграждения за труд в виде заработной платы, премий, льгот и т.п. В принципе любая должность и связанная с нею власть, большая или малая, является потенциальным источником незаконного обогащения. Реализация этой возможности зависит от устойчивости неформальных институтов нравственности, морали, честности, уважения к общественным и государственным нормам, отношения к своему долгу, а с другой стороны – от эффективности контроля со стороны общества за деятельностью должностных лиц.

Как показали исследования, проведенные в разных странах, коррупция ведет к замедлению экономического роста, падению инвестиций и их нерациональному распределению, переключению активности наиболее способных производителей от поиска эффективных методов производства и обмена к поиску своего рода "ренты", серьезным деформациям в системе социального обеспечения, ухудшению положения мелких и средних предприятий, уменьшению поступлений в госбюджет, низкому качеству и высокой цене проектов по развитию инфраструктуры[69]. В числе факторов, способствующих возникновению коррупции, выделяются: отсутствие прозрачности в организации приватизации; установление длительных неформальных отношений с чиновниками с целью защиты отдельных фирм от потенциальных конкурентов; терпимость общества по отношению к взяточникам; финансовые нарушения при реализации проектов, финансируемых государством; относительно низкий риск наказания при получении (передаче) взяток и т.д.[70] (таблица 1).

Способы извлечения ренты государственными чиновниками постоянно совершенствуются, их число растет, в частности, получение взяток за совершение как законных, так и незаконных действий, в том числе в результате:

- вмешательства коррумпированных должностных лиц в конкурентную борьбу в пользу взяткодателей[71];

- участия коррумпированных должностных лиц, их родственников и других в предпринимательской деятельности[72];

- продажи должностей и званий и т.д.[73].

Таблица 1. Институциональные предпосылки коррупции[74]

Власть пред­ставляет собой определенный аспект в отношениях между людьми, который состоит в способности одного человека или целой группы навязы­вать свои цели другим. С экономической точки зрения власть может быть рассмотрена как ре­зультат стремления экономических агентов к максимизации индивидуальной функции полезности путем подчи­нения поведения других агентов и использования контролируемых ими ре­сурсов в собственных интересах. Природа (т.е. качественная опреде­ленность) власти как отношения, выделя­ющая власть из мира социальных (в нашем случае - экономических) отноше­ний, заключается в том, что это есть такое взаимодействие между агентами экономической системы, при котором один экономический агент (объект власти) несет издержки (подчиняет свое поведение) в пользу другого экономи­ческого агента (субъекта власти); пер­вый из них вынужден нести эти из­держки; вынужденный характер подчи­нения есть результат преднамеренных воздействий со стороны субъекта вла­сти. Основа принуждения - асиммет­рия в распределении ресурсов (прав собственности на ресурсы) между экономическими агентами (объектом и субъектом власти).

Система экономической власти характеризуется следующими основными параметрами:

- распределение власти. В экономи­ческой системе власть определенным образом распределена между ее носи­телями (субъектами). Внутри фирмы (корпорации), например, экономическая власть распределена между акционерами, менеджментом и персоналом. Более конкретно можно говорить о распре­делении власти между разными органами управления на фирме - собранием акционеров, наблюдательным советом, исполнительной дирекцией, менеджментом среднего звена, профсоюзом. В свою очередь, власть над фирмой может быть распределена между государством, фи­нансовыми институтами, поставщиками, потребителями и т.д. Распределение власти характеризуется уровнем ее кон­центрации, а также централизации (или децентрализации). Агенты социально-экономической системы обладают разными потенциалами и грани­цами власти, в результате чего разные институты власти находятся между со­бой в отношениях доминирования. Такие отношения между разными формами (субъектами) власти создают иерар­хию власти. Например, существуют иерархические отношения власти между собственником, менеджментом и персоналом на предприятии. Можно говорить также об экономических системах с доминирующей властью свободного рынка или доминированием государ­ства. Иерархию можно обнаружить и во властных взаимоотношениях между фирмами;

- равновесие (баланс) власти. Грани­цы экономической власти подвижны и подвержены изменению. Это связано, в частности, с тем, что между агентами экономической системы имеет место конкуренция, цель которой - изменение границ власти. Конкуренция разворачивается между сторонами властного взаимодействия (например, собственником и менеджментом); между разными субъектами власти за контроль над данным экономическим агентом, его ресурсами или доходами; между экономическими аген­тами за доступ к контролю над ресурсами политической власти (за влияние на государство) и т.д. Равновесие власти достигается, когда «отсутствуют стимулы» к изменению распределения власти: процесс корректировки границ власти завершен и для большинства субъектов экономической власти предельные издержки по их изменению превышают предельные выгоды, получаемые в результате расширения власти.

Отношения власти регулируются си­стемой экономических, политических и правовых правил (институтов). В этом смысле отношения власти между от­дельными экономическими агентами имеют в своей основе институты власти, как формальные, так и неформальные. В этом смысле архитектоника власти выступает как аспект (элемент) институциональной архитектоники общества.

Общая особенность системы власти в трансформационной экономике - это неразвитость институтов власти, системообразующих для рыночной экономики, при одновременном разрушении институтов власти над экономическим поведением, присущих социалистической системе хозяйства. Результат - неэффективность или дефор­мация системы экономической власти. Отсутствие общественно необходи­мого порядка власти или деформация системы власти в переходном состоя­нии экономики проявляются в следующих формах:

Первое - неразвитость институтов власти порождает недостаток эффек­тивной власти. Речь идет о недостатке власти потребителя над производителем, ответственности администрации пред­приятий перед собственником, власти менеджмента над наемным персоналом, власти государства, обеспечивающей соблюдение законности и защиту прав собственности, механизмов гражданского контроля над деятельностью чиновников и т.п.

Второе - отсутствие эффективных институтов власти не означает отсутствия власти вообще. Слабость ограни­чений на неэффективное поведение вообще означает, в частности, и слабость ограничений на неэффективную власть, что, в свою очередь, приводит к возникновению избытка власти частных экономических, политических и криминальных агентов. Иначе говоря, следствием недостатка эффективных форм власти является избыток неэффективной власти - административной и экономической власти государственных чиновников, бесконтрольной власти администрации предприятий, монопольной власти, кри­минальной власти и т.д.

Третье - неразвитость политических и экономических институтов, а также механизмов принуждения к их соблюдению (законов, нормативных документов, контрактов и т.п.) имеет своим следстви­ем деинституционализацию власти и утрату социального контроля над распределением экономической власти в обществе. Теперь властная позиция определя­ется не формальным экономическим или правовым статусом агента (собственник, менеджер, чиновник), а его доступом к нелегитимным, с позиции экономического порядка, источникам власти - ресур­сам насилия (криминальной власти), кор­румпированной государственной власти, мошенничеству и обману и т.п.

Четвертое - как показали Дж.К. Гэлбрэйт и Э. Тоффлер, экономическое развитие сопровождается «сдвигом власти», суть которого заключается в пере­мещении источников экономической власти от насилия к богатству и, далее, к информации. В условиях трансформации происходит своего рода «сдвиг власти» в обратном направлении. Это проявляется в том, что существенно возрастает значение частного насилия как источника экономической власти. При переделе собственности, перераспределении денежных потоков, контроле над рынками доминирующим источ­ником власти становится доступ и готовность к применению ресурсов наси­лия к конкурентам, причем насилия или чисто криминального характера, или в виде частного использования государ­ственного аппарата насилия. Тем самым насилие превращается в политический и экономический ресурс.

Пятое - формальная трансформация системы власти и ее неформальное перераспределение имеют своим следствием отсутствие равновесия власти и устойчивого баланса сил. Такая неус­тойчивость власти существует как на ин­ституциональном уровне, так и на персональном. Ни один из участников экономического процесса не имеет уверенно­сти в сохранении своей властной пози­ции в экономической системе, а следовательно, и уверенности в сохранении своих собственности, должности, доходов, сбережений и т.п. Этим обусловлено доминирование краткосрочных ин­тересов при использовании частной власти: использование доступа к власти для максимизации частных доходов в наиболее ликвидной форме и в макси­мально сжатые сроки. Образно говоря, по терминологии М. Олсона, среди власть имущих начинают доминировать узконаправленные интересы бандита-гастролера.

Шестое - специфическая черта отношения частных экономических аген­тов к власти - это всеобщее стремление установить и расширить собствен­ную власть и вместе с тем избежать внешней власти над собой. По извест­ным причинам экономические агенты отнюдь не стремятся признать над собой власть внешних сил, встать под вне­шний контроль, «возложить« на себя соответствующую долю ответственности за содержание и результаты своей дея­тельности, а в частности - ограничить собственные возможности получения доходов, связанные с отсутствием внеш­него контроля над своей деятельнос­тью. Отсюда - использование имею­щихся властных возможностей для про­тиводействия и сопротивления институ­циональным преобразованиям в экономике, которые могут ограничить избы­точную частную власть и, тем самым, источники получения дополнительных до­ходов. В результате неравновесная сис­тема власти приобретает более или менее устойчивый характер, а также спо­собность к самосохранению и воспроизводству.

Седьмое - избыток власти становится одним из важнейших условий и источников получения контроля над собственностью, доходов и сверхприбы­ли. А поскольку власть является одним из основных условий и источников по­лучения доходов, то разворачивается конкурентная борьба между различны­ми частными экономическими группами за захват контроля над источниками власти. Конкуренция вокруг цен и каче­ства, выступающая базовым условием эффективного рынка, вытесняется и подменяется конкуренцией за источни­ки экономической власти. Результатами такой конкуренции явились концентрация экономической власти и образование олигархических групп, контролирующих распределение собственности, име­ющих доступ (прямой или косвенный) к государственной власти и занимающих монопольные позиции на рынке.

Результатом «провала» власти над деятельностью экономических агентов является сдвиг издержек между эффективными и неэффективными для обще­ства путями максимизации индивидуаль­ных доходов, т.е. изменение издержек получения единицы дохода в пользу не­эффективной деятельности.