Важнейшим административным барьером является коррупция.
Как правило, выделяют следующие типы трактовки категории «коррупция»[68]:
- системное понимание коррупции как сложного социально-экономического явления характерно для акторов с активным интересом к проблеме;
- бытовое понимание — при пассивном интересе коррупция рассматривается как совокупность несвязанных аморально-криминальных проявлений;
- отсутствие понимания характерно для слабого интереса к проблеме
В общепринятой характеристике коррупция представляет собой прямое использование должностным лицом прав, предоставляемых его должностью, в целях незаконного личного обогащения, выражаемого в приобретении должностным лицом для себя или других лиц, в судьбе которых оно так или иначе заинтересовано, материальных благ, помимо законного вознаграждения за труд в виде заработной платы, премий, льгот и т.п. В принципе любая должность и связанная с нею власть, большая или малая, является потенциальным источником незаконного обогащения. Реализация этой возможности зависит от устойчивости неформальных институтов нравственности, морали, честности, уважения к общественным и государственным нормам, отношения к своему долгу, а с другой стороны – от эффективности контроля со стороны общества за деятельностью должностных лиц.
Как показали исследования, проведенные в разных странах, коррупция ведет к замедлению экономического роста, падению инвестиций и их нерациональному распределению, переключению активности наиболее способных производителей от поиска эффективных методов производства и обмена к поиску своего рода "ренты", серьезным деформациям в системе социального обеспечения, ухудшению положения мелких и средних предприятий, уменьшению поступлений в госбюджет, низкому качеству и высокой цене проектов по развитию инфраструктуры[69]. В числе факторов, способствующих возникновению коррупции, выделяются: отсутствие прозрачности в организации приватизации; установление длительных неформальных отношений с чиновниками с целью защиты отдельных фирм от потенциальных конкурентов; терпимость общества по отношению к взяточникам; финансовые нарушения при реализации проектов, финансируемых государством; относительно низкий риск наказания при получении (передаче) взяток и т.д.[70] (таблица 1).
Способы извлечения ренты государственными чиновниками постоянно совершенствуются, их число растет, в частности, получение взяток за совершение как законных, так и незаконных действий, в том числе в результате:
- вмешательства коррумпированных должностных лиц в конкурентную борьбу в пользу взяткодателей[71];
- участия коррумпированных должностных лиц, их родственников и других в предпринимательской деятельности[72];
- продажи должностей и званий и т.д.[73].
Таблица 1. Институциональные предпосылки коррупции[74]
Власть представляет собой определенный аспект в отношениях между людьми, который состоит в способности одного человека или целой группы навязывать свои цели другим. С экономической точки зрения власть может быть рассмотрена как результат стремления экономических агентов к максимизации индивидуальной функции полезности путем подчинения поведения других агентов и использования контролируемых ими ресурсов в собственных интересах. Природа (т.е. качественная определенность) власти как отношения, выделяющая власть из мира социальных (в нашем случае - экономических) отношений, заключается в том, что это есть такое взаимодействие между агентами экономической системы, при котором один экономический агент (объект власти) несет издержки (подчиняет свое поведение) в пользу другого экономического агента (субъекта власти); первый из них вынужден нести эти издержки; вынужденный характер подчинения есть результат преднамеренных воздействий со стороны субъекта власти. Основа принуждения - асимметрия в распределении ресурсов (прав собственности на ресурсы) между экономическими агентами (объектом и субъектом власти).
Система экономической власти характеризуется следующими основными параметрами:
- распределение власти. В экономической системе власть определенным образом распределена между ее носителями (субъектами). Внутри фирмы (корпорации), например, экономическая власть распределена между акционерами, менеджментом и персоналом. Более конкретно можно говорить о распределении власти между разными органами управления на фирме - собранием акционеров, наблюдательным советом, исполнительной дирекцией, менеджментом среднего звена, профсоюзом. В свою очередь, власть над фирмой может быть распределена между государством, финансовыми институтами, поставщиками, потребителями и т.д. Распределение власти характеризуется уровнем ее концентрации, а также централизации (или децентрализации). Агенты социально-экономической системы обладают разными потенциалами и границами власти, в результате чего разные институты власти находятся между собой в отношениях доминирования. Такие отношения между разными формами (субъектами) власти создают иерархию власти. Например, существуют иерархические отношения власти между собственником, менеджментом и персоналом на предприятии. Можно говорить также об экономических системах с доминирующей властью свободного рынка или доминированием государства. Иерархию можно обнаружить и во властных взаимоотношениях между фирмами;
- равновесие (баланс) власти. Границы экономической власти подвижны и подвержены изменению. Это связано, в частности, с тем, что между агентами экономической системы имеет место конкуренция, цель которой - изменение границ власти. Конкуренция разворачивается между сторонами властного взаимодействия (например, собственником и менеджментом); между разными субъектами власти за контроль над данным экономическим агентом, его ресурсами или доходами; между экономическими агентами за доступ к контролю над ресурсами политической власти (за влияние на государство) и т.д. Равновесие власти достигается, когда «отсутствуют стимулы» к изменению распределения власти: процесс корректировки границ власти завершен и для большинства субъектов экономической власти предельные издержки по их изменению превышают предельные выгоды, получаемые в результате расширения власти.
Отношения власти регулируются системой экономических, политических и правовых правил (институтов). В этом смысле отношения власти между отдельными экономическими агентами имеют в своей основе институты власти, как формальные, так и неформальные. В этом смысле архитектоника власти выступает как аспект (элемент) институциональной архитектоники общества.
Общая особенность системы власти в трансформационной экономике - это неразвитость институтов власти, системообразующих для рыночной экономики, при одновременном разрушении институтов власти над экономическим поведением, присущих социалистической системе хозяйства. Результат - неэффективность или деформация системы экономической власти. Отсутствие общественно необходимого порядка власти или деформация системы власти в переходном состоянии экономики проявляются в следующих формах:
Первое - неразвитость институтов власти порождает недостаток эффективной власти. Речь идет о недостатке власти потребителя над производителем, ответственности администрации предприятий перед собственником, власти менеджмента над наемным персоналом, власти государства, обеспечивающей соблюдение законности и защиту прав собственности, механизмов гражданского контроля над деятельностью чиновников и т.п.
Второе - отсутствие эффективных институтов власти не означает отсутствия власти вообще. Слабость ограничений на неэффективное поведение вообще означает, в частности, и слабость ограничений на неэффективную власть, что, в свою очередь, приводит к возникновению избытка власти частных экономических, политических и криминальных агентов. Иначе говоря, следствием недостатка эффективных форм власти является избыток неэффективной власти - административной и экономической власти государственных чиновников, бесконтрольной власти администрации предприятий, монопольной власти, криминальной власти и т.д.
Третье - неразвитость политических и экономических институтов, а также механизмов принуждения к их соблюдению (законов, нормативных документов, контрактов и т.п.) имеет своим следствием деинституционализацию власти и утрату социального контроля над распределением экономической власти в обществе. Теперь властная позиция определяется не формальным экономическим или правовым статусом агента (собственник, менеджер, чиновник), а его доступом к нелегитимным, с позиции экономического порядка, источникам власти - ресурсам насилия (криминальной власти), коррумпированной государственной власти, мошенничеству и обману и т.п.
Четвертое - как показали Дж.К. Гэлбрэйт и Э. Тоффлер, экономическое развитие сопровождается «сдвигом власти», суть которого заключается в перемещении источников экономической власти от насилия к богатству и, далее, к информации. В условиях трансформации происходит своего рода «сдвиг власти» в обратном направлении. Это проявляется в том, что существенно возрастает значение частного насилия как источника экономической власти. При переделе собственности, перераспределении денежных потоков, контроле над рынками доминирующим источником власти становится доступ и готовность к применению ресурсов насилия к конкурентам, причем насилия или чисто криминального характера, или в виде частного использования государственного аппарата насилия. Тем самым насилие превращается в политический и экономический ресурс.
Пятое - формальная трансформация системы власти и ее неформальное перераспределение имеют своим следствием отсутствие равновесия власти и устойчивого баланса сил. Такая неустойчивость власти существует как на институциональном уровне, так и на персональном. Ни один из участников экономического процесса не имеет уверенности в сохранении своей властной позиции в экономической системе, а следовательно, и уверенности в сохранении своих собственности, должности, доходов, сбережений и т.п. Этим обусловлено доминирование краткосрочных интересов при использовании частной власти: использование доступа к власти для максимизации частных доходов в наиболее ликвидной форме и в максимально сжатые сроки. Образно говоря, по терминологии М. Олсона, среди власть имущих начинают доминировать узконаправленные интересы бандита-гастролера.
Шестое - специфическая черта отношения частных экономических агентов к власти - это всеобщее стремление установить и расширить собственную власть и вместе с тем избежать внешней власти над собой. По известным причинам экономические агенты отнюдь не стремятся признать над собой власть внешних сил, встать под внешний контроль, «возложить« на себя соответствующую долю ответственности за содержание и результаты своей деятельности, а в частности - ограничить собственные возможности получения доходов, связанные с отсутствием внешнего контроля над своей деятельностью. Отсюда - использование имеющихся властных возможностей для противодействия и сопротивления институциональным преобразованиям в экономике, которые могут ограничить избыточную частную власть и, тем самым, источники получения дополнительных доходов. В результате неравновесная система власти приобретает более или менее устойчивый характер, а также способность к самосохранению и воспроизводству.
Седьмое - избыток власти становится одним из важнейших условий и источников получения контроля над собственностью, доходов и сверхприбыли. А поскольку власть является одним из основных условий и источников получения доходов, то разворачивается конкурентная борьба между различными частными экономическими группами за захват контроля над источниками власти. Конкуренция вокруг цен и качества, выступающая базовым условием эффективного рынка, вытесняется и подменяется конкуренцией за источники экономической власти. Результатами такой конкуренции явились концентрация экономической власти и образование олигархических групп, контролирующих распределение собственности, имеющих доступ (прямой или косвенный) к государственной власти и занимающих монопольные позиции на рынке.
Результатом «провала» власти над деятельностью экономических агентов является сдвиг издержек между эффективными и неэффективными для общества путями максимизации индивидуальных доходов, т.е. изменение издержек получения единицы дохода в пользу неэффективной деятельности.