Понятие, функции, элементные составляющие цены единицы продукции.
Цена – денежное выражение стоимости изделия. Она является важнейшим экономическим рычагом, с помощью которого государство воздействует на развитие экономики в целом, отдельного производства.
Как экономическая категория, цена используется для определения: объема производства в стоимостном выражении; темпов роста объема пр-ва; учета основных и оборотных средств; себестоимости изделия, т.к. все из чего сделано изделие имеет цену. При помощи цен возмещаются затраты на изготовление и реализацию продукции.
Функции цены:
1) учетная. Отражая в цене изделия стоимость сырья, материалов, труда и т.д., имеется возможность определить, сколько стоит обществу производство продукции;
2) стимулирующая — проявляется в том, что цены либо заинтересовывают предприятие в выпуске продукции, либо, наоборот, подталкивают к снятию ее с производства. Первый случай наблюдается, когда действующие на рынке цены возмещают товаропроизводителю расходы на изготовление продукции и обеспечивают прибыль для дальнейшего развития производства. Если цены не возмещают расходы, предприятие убыточно. Если цены возмещают расходы предприятия, но не обеспечивают прибыль, предприятие не будет иметь источника финансирования дальнейшего развития;
3) регулирующая - выражается в том, что регулируется спрос по отдельным видам товаров;
4) распределительная — заключается в перераспределении части валового дохода между предприятием, бюджетом и внебюджетными фондами.
В зависимости от объектов обслуживания, т.е. продажи продукции другому предприятию, оптовой базе, торговой организации или населению, различают следующие виды цен: отпускную цену предприятия, оптовую и розничную.
Отпускная цена предприятия включает себестоимость изготовления и реализации продукции, налоги и отчисления, увеличивающие эту цену, и прибыль предприятия. К налогам, увеличивающим цену, относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизный, отчисления в фонд поддержки производителей сельхозпродукции, дорожный фонд, в целевые фонды. Акцизный налог установлен только на определенный круг товаров, не являющихся первой необходимостью,— алкогольные напитки, табачные изделия, изделия из меха, драгоценных металлов и др. Прибыль, включаемая в цену, согласовывается с потребителями с учетом качества изделия, потребительских свойств и спроса.
1. Пр-тия реализуют продукцию по отпускным ценам другим предприятиям, оптовым базам, торговым организациям. При расчете отпускной цены необходимо включать все расходы, связанные с изготовлен ним реализацией продукции, налоги и отчисления и прибыль пр-тия.
2. Оптовая цена рассчитывается в том случае, если процесс реализации продукции ведется через посредника, т.е. сбытовую организацию. В этом случае к отпускной цене прибавляются издержки, прибыль и налоги, которые они будут платить государству.
3. Розничные цены: отпускная цена предприятия + издержки, прибыль и налоги торгующих в розницу организаций. Если торгующие в розницу организации приобретают товар через посредника, т.е. оптовую организацию, то розничная цена будет еще включать и оптовую цену.
Исходя из мер государственного регулирования в республике существует три вида цен: свободные, регулируемые, фиксированные (предельные отпускные цены).
Свободные отпускные цены на продукцию производственно-технического назначения и товары народного потребления устанавливаются и применяются при расчетах предприятий-изготовителей с другими пр-тиями, кроме населения.
Под «свободной» отпускной ценой понимается та, в которую прибыль включается «свободно», как разница между ценой продажи изделия и затратами. Цена продажи изделия устанавливается изготовителем в зависимости от спроса на него, качества и наличия конкурентов
Свободные оптовые цены формируются на основе отпускной цены предприятия-изготовителя и свободно устанавливаемой оптовой надбавки оптовых организаций.
Свободные розничные цены на продукцию и товары, произведенные внутри республики и завезенные из-за ее пределов, устанавливаются розничным продавцом исходя из отпускной цены изготовителя или организации, осуществляющей ввоз товара в республику, оптовой и торговой надбавки.
если торговая организация приобрела товар непосредственно на предприятии, цена на него включает отпускную цену пр-тия и торговую надбавку, а если на оптовой базе, то свободная розничная цена состоит из отпускной цены пр-тия, свободной оптовой и свободной торговой надбавок.
Уровень надбавок устанавливается оптовыми и торговыми организациями самостоятельно исходя из спроса на продукцию и фактических издержек обращения этих организаций.
Регулируемые цены — это цены на продукцию, по которым государством определяются предельный уровень прибыли, предельные цены; предельные надбавки.
Предельный уровень прибыли устанавливается на продукцию предприятий-монополистов, если отсутствует конкурент и ограничена партия выпуска. При увеличении объема выпуска продукции (серийности) и появлении конкурента продукция исключается из разряда монопольной.
Предельный уровень рентабельности, включаемой в цену на продукцию предприятий-монополистов, составляет от 10 до 30%. Если фактический уровень рентабельности превышает предельное значение, сумма фактической прибыли, превысившая нормативную величину, перечисляется предприятием в бюджет.
К регулируемым относятся цены на продукцию, по которой устанавливается предельный уровень оптовых и торговых надбавок.
Фиксированные (предельные отпускные) цены, — это твердые цены на определенный перечень продукции, размер которых устанавливается государством. Ни предприятия, ни торговля не вправе изменять их. Расходы на производство и реализацию населению этой продукции, превышающие уровень цены, должны возмещаться пр-тию из средств бюджета. В настоящее время фиксированные цены установлены на хлеб, молоко и другие продукты.