Понятие, функции, элементные составляющие цены единицы продукции.

Цена – денежное выражение стоимости изделия. Она является важнейшим экономическим рычагом, с помощью которого государство воздействует на развитие экономики в целом, отдельного производства.

Как экономическая категория, цена используется для определения: объема производства в стоимостном выражении; темпов роста объема пр-ва; учета основных и оборотных средств; себестоимости изделия, т.к. все из чего сделано изделие имеет цену. При помощи цен возмещаются затраты на изготовление и реализацию продукции.

Функции цены:

1) учетная. Отражая в цене изделия стоимость сырья, материа­лов, труда и т.д., имеется возможность определить, сколько стоит об­ществу производство продукции;

2) стимулирующая — проявляется в том, что цены либо заин­тересовывают предприятие в выпуске продукции, либо, наоборот, под­талкивают к снятию ее с производства. Первый случай наблюдается, когда действующие на рынке цены возмещают товаропроизводителю расходы на изготовление продукции и обеспечивают прибыль для дальнейшего развития производства. Если цены не возмещают расхо­ды, предприятие убыточно. Если цены возмещают расходы предпри­ятия, но не обеспечивают прибыль, предприятие не будет иметь ис­точника финансирования дальнейшего развития;

3) регулирующая - выражается в том, что регулируется спрос по отдельным видам товаров;

4) распределительная — заключается в перераспределении части валового дохода между предприятием, бюджетом и внебюджетными фондами.

В зависимости от объектов обслуживания, т.е. продажи продукции другому предприятию, оптовой базе, торговой организации или населению, различают следующие виды цен: отпускную цену предприятия, оптовую и розничную.

Отпускная цена предприятия включает себестоимость изготовления и реализации продукции, налоги и отчисления, увеличивающие эту цену, и прибыль предприятия. К налогам, увеличивающим цену, относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизный, отчисления в фонд поддержки производителей сельхозпродукции, дорожный фонд, в целевые фонды. Акцизный налог установлен только на определенный круг товаров, не являющихся первой необходимостью,— алкогольные напитки, табачные изделия, изделия из меха, драгоценных металлов и др. Прибыль, включаемая в цену, согласовывается с потребителями с учетом качества изделия, потребительских свойств и спроса.

1. Пр-тия реализуют продукцию по отпускным ценам другим предприятиям, оптовым базам, торговым организациям. При расчете отпускной цены необходимо включать все расходы, связанные с изготовлен ним реализацией продукции, налоги и отчисления и прибыль пр-тия.

2. Оптовая цена рассчитывается в том случае, если процесс реализации продукции ведется через посредника, т.е. сбытовую организацию. В этом случае к отпускной цене прибавляются издержки, прибыль и налоги, которые они будут платить государству.

3. Розничные цены: отпускная цена предприятия + издержки, прибыль и налоги торгующих в розницу организаций. Если торгующие в розницу организации приобретают товар через посредника, т.е. оптовую организацию, то розничная цена будет еще включать и оптовую цену.

Исходя из мер государственного регулирования в республике существует три вида цен: свободные, регулируемые, фиксированные (предельные отпускные цены).

Свободные отпускные цены на продукцию производственно-технического назначения и товары народного потребления устанав­ливаются и применяются при расчетах предприятий-изготовителей с другими пр-тиями, кроме населения.

Под «свободной» отпускной ценой понимается та, в ко­торую прибыль включается «свободно», как разница между ценой продажи изделия и затратами. Цена продажи изделия устанавлива­ется изготовителем в зависимости от спроса на него, качества и нали­чия конкурентов

Свободные оптовые цены формируются на основе отпускной це­ны предприятия-изготовителя и свободно устанавливаемой оптовой надбавки оптовых организаций.

 

Свободные розничные цены на продукцию и товары, произве­денные внутри республики и завезенные из-за ее пределов, устанав­ливаются розничным продавцом исходя из отпускной цены изготови­теля или организации, осуществляющей ввоз товара в республику, оптовой и торговой надбавки.

если торговая организация приобрела товар непосредственно на предприятии, цена на него включает отпускную цену пр-тия и торговую надбавку, а если на оптовой базе, то свободная розничная цена состоит из отпускной цены пр-тия, свободной оптовой и свободной торговой надбавок.

Уровень надбавок устанавливается оптовыми и торговыми ор­ганизациями самостоятельно исходя из спроса на продукцию и фак­тических издержек обращения этих организаций.

Регулируемые цены — это цены на продукцию, по которым госу­дарством определяются предельный уровень прибыли, предельные цены; предельные надбавки.

Предельный уровень прибыли устанавливается на продукцию предприятий-монополистов, если отсутствует конкурент и ограничена партия выпуска. При увеличении объема выпуска продукции (серийности) и появлении конкурента продукция исключается из разряда монопольной.

Предельный уровень рентабельности, включаемой в цену на продукцию предприятий-монополистов, составляет от 10 до 30%. Если фактический уровень рентабельности превышает предельное значе­ние, сумма фактической прибыли, превысившая нормативную вели­чину, перечисляется предприятием в бюджет.

К регулируемым относятся цены на продукцию, по которой устанавливается предельный уровень оптовых и торговых надбавок.

Фиксированные (предельные отпускные) цены, — это твердые цены на определенный перечень продукции, размер которых устанавливается государством. Ни предприятия, ни торговля не вправе изменять их. Расходы на производство и реализацию населению этой продукции, превышающие уровень цены, должны возмещаться пр-тию из средств бюджета. В настоящее время фиксированные це­ны установлены на хлеб, молоко и другие продукты.