Тема 19. Расходы местных бюджетов

 

Составление любого бюджета начинается с планирования расходов, поскольку в них отражается цель деятельности органа власти. Поскольку расходная часть отражает цели деятельности органа местного самоуправ­ления, то и классификация видов расходов прежде всего исходит из того, на какие цели будут направлены бюджетные средства.

Обычно бюджетные классификации различных стран, несмотря на их различие, выделяют две основные группы расходов:

1. Обязательные расходы. К этой группе относят расходы на финан­сирование отраслей городского хозяйства, связанное с поддержанием определенного уровня его развития. Как правило, первоочередность финан­сирования данных расходов закрепляется нормативно, и выполнение этих работ законодательно отнесено к предметам ведения органов местного самоуправления.

2. Необязательные расходы. К этой группе расходов относят расходы на мероприятия краткосрочного характера, и в большинстве случаев эти обязанности возлагаются на органы местного самоуправления населением или самими органами местного самоуправления, исходя опять же из инте­ресов жителей, которых эти органы представляют.

Не менее важным является деление расходов на:

— текущие расходы,

— расходы на развитие, так как данная классификация позволяет проследить динамику развития муниципального образования.

Однако спектр классификаций, применяемых в различных странах, достаточно широк. Это происходит потому, что сами расходы напрямую зависят от роли и места органов местного самоуправления в государст­венной системе, от того, какая часть общественных дел закреплена за ни­ми. И все же при всем многообразии можно выделить общие черты этих классификаций. Сделать это необходимо потому, что каждый из видов раскрывает различные стороны бюджетного процесса.

Классификации расходов:

Политическая классификация — предполагает разделение расходов как по вертикали (между различными уровнями власти), так и по горизон­тали (между отраслями муниципального хозяйства). Основным принципом для проведения данной классификации является принцип дополнительности, который предусматривает, что задание, которое может быть выполне­но удовлетворительно малой единицей или учреждением, не должно пору­чаться структуре более высокого уровня или располагающей большим по­тенциалом. Данный принцип позволяет равномерно распределить нагрузки по различным уровням бюджетов и рационализировать расходы каждого из этих уровней.

Административная классификация — предполагает разделение рас­ходов между структурами администрации. Происходит своеобразное раз­деление нагрузок внутри органа местного самоуправления. Данная клас­сификация необходима для прояснения эффективности деятельности каж­дой из служб муниципального образования.

Юридическая классификация — отражает юридическую природу и исходит из прав на расходование бюджетных средств, предоставленных данным органам местного самоуправления. Данная классификация предпо­лагает достаточно четкое расписание ролей среди органов местного само­управления. Она включает в себя деление на расходы по временным опе­рациям (компетенция исполнительной власти) и по окончательным опера­циям (компетенция представительной власти).

Специфическая классификация — предполагает разделение расходов по предназначению (оплата труда, товары и услуги, субсидии, строительст­во и др.). Данная классификация позволяет достаточно четко дифферен­цировать бюджетные приоритеты.

Приведенные выше классификации считаются традиционными для большинства стран мира и отражают различные стороны финансового планирования расходов. Их значение состоит в том, что они позволяют осуществлять общественный и финансовый контроль за рациональным использованием средств в органах власти и управления.

Однако на современном этапе данных классификаций недостаточно, так как необходимость долгосрочного планирования привела к тому, что в ходе подготовки финансового плана требуется взглянуть на предполагае­мые расходы с точки зрения приоритетов развития. Для этого существует комплексная классификация, получившая название функциональной классификации. Ее основная особенность состоит в том, что за основной при­знак, по которому происходит разграничение средств, принимаются пред­меты ведения или функции органов местного самоуправления, которые этим органам передали граждане и законодательство. В данном случае происходит своеобразная оценка стоимости каждой из функций. Функцио­нальная классификация может применяться при различного рода аналити­ческих работах (бюджетный анализ, определение пропорциональности в финансировании и др.).

Муниципальные образования крайне разнообразны, и спектр расходов местных бюджетов также крайне широк. В связи с этим от муниципальных работников требуется особое искусство при определении приоритетности и первоочередности тех или иных расходов местных бюджетов. При подоб­ном подходе к планированию расходов возникает своеобразная «пирамида потребностей» муниципального образования, изображенная на приведен­ной ниже схеме.

Применение данной пирамиды позволяет разделить расходы местного бюджета на три группы и при последующем планировании доходной части бюджета подобрать доходные источники по степени их надежности. Так, к первой группе будут отнесены расходы, исполнение которых закреплено законом за каждым конкретным муниципальным образованием, и, соответ­ственно, в обеспечении данной группы расходов должны быть закреплены наиболее надежные источники доходов (прежде всего к ним будут отнесе­ны те источники, которые переданы государством под исполнение полно­мочий, вызывающих эти расходы). Поскольку объем задач первой группы устанавливается законодательством, она в значительной степени унифици­рована и в федеральном, и в региональном законодательстве.

Более подвижны вторая и третья группы расходов, где население и органы местного самоуправления сами определяют первоочередные зада­чи, и они, естественно, будут различными для различных муниципальных образований. Так, для одного наиболее значимым является строительство школы, для другого — канализационного коллектора. За второй группой также закрепляются доходные источники, и она финансируется из бюдже­та. Третья группа представляет собой своеобразную группу резерва, кото­рая отражается в планах и финансируется по возможности или наличию средств, хотя может также финансироваться и за счет различных форм привлеченных внебюджетных средств.

Подобный подход к планированию расходной части бюджета позво­ляет:

1. Составить достаточно полную картину потребностей муниципально­го образования.

2. Расположить потребности по степени их значимости и ввести раз­личный режим финансирования и контроля за использованием средств.

3. Выделить регулируемую часть бюджета (расходы первой группы).

4. Поддержать инициативу органов местного самоуправления.

5. В едином хозяйственном плане совместить различные класси­фикации расходов.

,