Выбор темы. Формулировка проблемы и названия работы
Педагогические процессы, в том числе в области физического воспитания, по своей природе очень сложны, многообразны и изменчивы. Во всей своей полноте они доступны изучению только науке в целом, поэтому когда слушатель приступает к конкретному методическому или научно-методическому исследованию, он должен четко ограничить свою исследуемую область, выделив ее из какого-либо научного направления определенные явления, отношения и определить их точные границы.
Осуществить это возможно только при условии правильного выбора темы исследования и формулировки его главной проблемы. Два этих момента научного познания тесно связаны между собой, и от точности их определения зависит конечный результат исследования.
При выборе темы выпускной квалификационной работы необходимо придерживаться несколько положений.
Во-первых, тему работы не следует искать где-то на стороне, вне своей практической деятельности. Известно, что глубокий интерес к исследованию какого-либо вопроса зарождается, как правило, в процессе практической работы слушателя в качестве организатора учебной или учебно-тренировочной деятельности, при организации учебно-спортивно-воспитательной работе. Естественно, все эти виды деятельности осуществляются при одновременном изучении специальной литературы по интересующему вопросу.
Поэтому тема выпускной работы должна быть близка и понятна слушателю курсов повышения квалификации.
Во-вторых, избранная тема должна быть актуальной и практически значимой. Актуальность той или иной темы заключается том, что на не должна выпадать из общего контекста современных научных исследований по данной проблеме, и в то же время в ней должна заключаться относительно новая проблема, которую необходимо решать в ходе исследования.
Например, в настоящее время в теории и практике физического воспитания ведется активный поиск средств и методов активизации физкультурной деятельности учащихся общеобразовательных школ. В рамках данного направления существует достаточно много частных проблем, требующих своего разрешения, например, проблема отношения школьников к урокам физической культуры и внеурочным формам физического воспитания в школе.
Часто бывает целесообразно выразить проблему в форме вопросов. В данном случае их можно сформулировать следующим образом: «Почему у большинства школьников, особенно старших классов, наблюдается пассивное отношение к физической культуре?», «Какие основные причины их низкой физкультурно-спортивной активности?», «Что способствовать формированию у учащихся положительно-активного отношения к занятиям физической культурой и спортом?».
Необходимо отметить, что для правильно избранной проблемы характерно не количество поставленных вопросов, а тщательность, глубина их постановки и дальнейшей разработки. Чрезмерно обширная иета не позволит изучить явление во всех его связях, приведет к такому обилию материала, что всесторонне проработать его одному человеку становится просто невозможно.
В-третьих, при выборе темы исследования следует учитывать не только свои личные интересы и склонности, но и индивидуальный уровень теоретической подготовки. Иногда выбор темы и формулировка проблемы представляет длительный процесс ее изучения, поисков, наблюдений, постепенно проясняющих представления об ее истоках, ведущих к расчленению на более частные проблемные вопросы, которые в процессе исследования постепенно получают объяснение. Проблемы научно-методических исследований рождаются из накопленных знаний о незнании, поэтому необходимо выбирать такую по сложности тему, которую под силу будет решить самому слушателю, не снижая, конечно, роли научного руководителя.
Тематика выпускных квалификационных работ разрабатывается и ежегодно уточняется кафедрой, а затем утверждается приказом по институту. По желанию слушателя (и по согласованию с преподавателем) работа может выполняться и на тему, не предусмотренную предложенным списком.
Первоначально выбранная тема в процессе изучения может несколько видоизменяться и уточняться. Важнейшие критерии при выборе темы работы – ее актуальность и хорошая обеспеченность литературными источниками.
Темы доводятся до сведения слушателей в начале обучения. Слушателю предоставляется возможность выбрать тему с учетом своих научно-педагогических интересов и запросов учреждения - места работы. Выбор темы фиксируется, назначается научный руководитель.
Определив тему и проблему исследования, формулируют первый вариант названия работы. В начале исследования дать точную и краткую формулировку названия довольно трудно, поскольку в ходе последующего разностороннего изучения литературы, имеющихся фактов и предположения знания студента об интересующей проблеме расширяются и могут возникнуть новые, более удачные названия.
Название – «это визитная карточка работы». Оно должно быть лаконичным и четко отражать смысл исследования. Несоответствие названия содержания работы говорит об отсутствии у автора четкого представления об основной идее, смысле исследования и может в значительной степени затруднить ему последующую работу.
Знание перечисленных положений позволит слушателю правильно определить дальнейший ход исследования, сформулировать его цель и задачи.