Административно-правовое регулирование управление иностранными делами.

Важными внешними функциями государства, которые реализуются в административно-политической сфере управления, является дипломатическая деятельность, осуществление экономических и культурных связей с зарубежными странами. По своему содержанию управление иностранными делами представляет собой широкую и разностороннюю деятельность государства и его органов. Законодательство Российской Федерации закрепляет полномочия органов управления и их должностных лиц в данной сфере деятельности:

Президент Российской Федерации – определяет основные направления внешней политики государства и осуществляет руководство ею.

Совет Федерации – решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил за пределами государства; рассматривает принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам ратификации и денонсации международных договоров, статуса и защиты государственной границы Российской Федерации, войны и мира.

Правительство Российской Федерации – осуществляет меры по реализации внешней политики государства.

Непосредственное управление иностранными делами осуществляется системой специальных органов государства:

1) Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений. К его основным задачам,в соответствии с Положением о МИДе России, утвержденным Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 885 «Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации»[84] относятся:

1. Разработка общей стратегии внешней политики Российской Федерации и представление соответствующих предложений Президенту РФ;

2. Реализация внешнеполитического курса Российской Федерации в соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ;

3. Обеспечение дипломатических и консульских отношений Российской Федерации с иностранными государствами, сношений с международными организациями;

4. Обеспечение дипломатическими и международно-правовы­ми средствами защиты суверенитета, безопасности, территориаль­ной целостности Российской Федерации, других ее интересов на международной арене;

5. Защита дипломатическими и международно-правовыми средствами прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц Российской Федерации за рубежом;

6. Содействие взаимодействию органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти на федеральном уровне и уровне субъектов РФ в целях обеспечения участия этих органов, их должностных лиц в международной деятельности, соблюдения принципа единства внешней политики Российской Федераций и реализации ее международных прав и обязательств;

7. Координация международной деятельности других федеральных органов исполнительной власти и международных связей органов исполнительной власти субъектов РФ в целях проведения единой политической линии Российской Федерации в отношениях с иностранными государствами и международными организация­ми и реализации международных прав и обязательств Российской Федерации;

8. Содействие развитию связей и контактов с соотечественниками, проживающими за рубежом.

Министерство иностранных дел России осуществляет следующие полномочия:

- вносит Президенту РФ и в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, проекта других документов, по которым требуется решение Президента РФ или Прави­тельства РФ, по вопросам, входящим в компетенцию МИДа России, а также проект плана работы МИДа России и прогнозные показатели его деятельности;

-самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере его деятельности;

- реализует дипломатическими и международно-правовыми средствами усилия Российской Федерации по обеспечению международного мира, глобальной и региональной безопасности, в том числе с учетом ее ответственности как постоянного члена Совета Безопасности ООН, участника общеевропейского процесса и других региональных механизмов;

- обеспечивает участие Российской Федерации в деятельности
ООН, СНГ, органов Союзного государства, международных организаций, в работе международных конференций, форумов, содействует повышению роли Российской Федерации как члена мирового сообщества в решении глобальных и региональных международных проблем;

- участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения прав и свобод граждан Российской Федерации, обороны и безопасности государства, расширения торгово-экономических и финансовых связей, научно-технического, культурного и иного обмена Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями, связей с соотечественниками, проживающими за рубежом;

- содействует развитию международных связей субъектов РФ и
осуществляет их координацию;

- осуществляет координацию международной деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ;

- заключает международные договоры межведомственного характера по вопросам, входящим в компетенцию МИДа России;

- оформляет в установленном порядке и в пределах своей компетенции паспортно-визовую документацию;

- ведает в пределах своей компетенции вопросами гражданства
и др.

В систему МИДа России входят:

центральный аппарат

загранучреждения

территориальные органы

организации, обеспечивающие деятельность МИДа на территории Российской Федерации.

Дипломатические представительства (как правило, на уровне посольств) образуются в странах, с которыми РФ установлены дипломатические отношения. Они представляют Россию в стране пребывания, реализуют в ней внешнюю политику российского государства. Посольство возглавляет Чрезвычайный или Полномочный Посол РФ (миссию – Чрезвычайный или Полномочный Посланник РФ, либо Поверенный в Делах РФ). Работники дипломатических представительств (послы, посланники, советники, секретари, атташе и др.), члены их семей пользуются дипломатическим иммунитетом, а посольство (миссия) – экстерриториальностью.

Консульские учреждения (генеральные консульства, консульства, вице-консульства, консульские агентства) образуются в крупных городах, портах страны пребывания на основе двухсторонней консульской конвенции, которая заключается РФ с данной страной.

Российское государство, являясь членом мирового сообщества, реализует торгово-экономические связи с зарубежными странами, основываясь на принципах мирного сосуществования и взаимной выгоды. Основными направлениями этой деятельности являются: внешняя торговля, внешние кредиты и займы, инвестиции и концессии, совместные экономические проекты. Внешнеэкономические отношения российского государства находятся в ведении РФ и реализуются Правительством России.

МИД России осуществляет координацию и контроль деятельности Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству.


[1] См.: ФЗ от 22.09.1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. 28 сентября 2010 г.).

[2] Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Часть 1 Сущность и основные институты административного права. Учебник. – М.: «ТЕИС», 1994. – С. 21.

[3] См. ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

[4] Административное право России: курс лекций \ К. С. Бельский и др.; под ред. Н. Ю. Хаманевой. – М.: ТК Велби, Изд – во Проспект, 2008. С. 16.

[5] Административное право России: курс лекций /Под ред. Н. Ю. Хаманевой. – М.: ТК Велби, Изд – во Проспект, 2008. С. 54.

[6] Каплунов А.И. Административный процесс и административно-процессуальное право: современные представления. // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: Материалы ежегодной Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти д.ю.н., профессора, заслуженного деятеля науки РФ В.Д. Сорокина 5 марта 2010 года. – Часть 1. – Санкт-Петербург, 2010. – С. 34–38

[7] См.: Мелехин А.В. Административное право Российской Федерации: Курс лекций // СПС КонсультантПлюс. 2009.

[8] См.: Административное право: учебник / Под общ. ред. А.И. Каплунова. – М., 2011. – С. 47.

[9] См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2009 года № 4-П по делу о проверке конституционности ряда положений статей 37, 52, 135, 222, 284, 286 и 379 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и части четвертой статьи 28 Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" в связи с жалобами граждан Ю.К. Гудковой, П.В. Штукатурова и М.А. Яшиной // Российская газета. 2009. 18 марта.

[10] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. 28.07.2012).

[11] Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» (в ред. 01.07.2011).

[12] Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. 21.11.2011).

[13] См., например: Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в ред. 20.07.2012), Федеральный закон от 02.08.1995 № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (в ред. 21.11.2011).

[14] См., например: Закон РФ от 14.07.1992 № 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" (в ред. 22.11.2011).

[15] Данное право может быть реализовано в соответствии с положениями Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (ред. от 28 декабря 2010), Федерального закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ (ред. от 21 ноября 2011 г.), Федерального закона от 05 декабря 2005 г. № 154-ФЗ (ред. от 31 мая 2011) "О государственной службе российского казачества", Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и др.

[16] Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (в ред. 28.12.2010).

[17] Федеральный закон от 2.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в ред. 27.07.2010, с изм. от 18.07.2012).

[18] Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. 06.12.2011, с изм. от 27.06.2012).

[19] На основании положений Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" (в ред. 25.06.2012).

[20] См., например: Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (в ред. 11.0.2011), Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации" (ред. от 28.07.2012).

[21] См.: Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (ред. от 10.07.2012), Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (ред. от 03.12.2011).

[22] См.: Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (ред. от 28.07.2012).

[23] См.: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2011 года № 1435н "О распределении по субъектам Российской Федерации утвержденной Правительством Российской Федерации на 2012 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности" (в ред. 16.07.2012).

[24]См. Федеральный закон от 11 декабря 2004 г. "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

[25] Мадьярова А.В. Принципы и критерии определения государственных полномочий, которые могут передаваться органам местного самоуправления // Подготовлен для системы Консультант Плюс, 2006.

 

[26] См.: Указ Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. № 32 «О государственных должностях Российской Федерации» (с изм. и доп.).

[27] См.: Указ Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574 "О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы" (с изм. и доп.).

[28] Трудовой кодекс Российской Федерации. – Москва-Санкт-Петербург: «Герда», 2002. Ст.20.

[29] Указ Президента Российской Федерации «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации» // «Российская газета», 2005, 18 февраля.

[30] Положение «О проведении аттестации федерального государственного служащего», утвержденное указом Президента Российской Федерации 09.03.96. № 353. Ст.1.

[31] Положение «О проведении аттестации государственных гражданский служащих Российской Федерации»от 1 февраля 2005 г. № 110.

[32] Указ Президента РФ от 01.02.2005 № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим // Собрание законодательства РФ, 07.02.2005, № 6. С.440.

[33] Административное право / Под ред. Л.Л. Попова. М., 2002. С. 247.

[34] Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. М., 2000. С. 269.

[35] Административная деятельность органов внутренних дел. Часть общая: учебник. – М.: ЦОКР МВД России, 2009. С. 124.

[36] Бахрах Д. Н. Административное право России: учебник для вузов. – М.: Изд. гр. НОРМА-ИНФРА•М, 2000. – С. 350.

[37] Под «статикой», в данном случае, понимается выражение правил поведения в виде нормативно закрепленных дозволений, предписаний, запретов, устанавливающих конкретные модели поведения участников общественных отношений.

[38] См.: Козлов Ю.М. Административное право: учебник. – М.: Юристъ, 2005. – С. 344.

[39] Административное право России. Часть 1: Государственное управление и административное право: учебник / под ред. А.П. Коренева. 4-е изд. – М.: Моск. акад. МВД России, Центр юрид. лит. «Щит», 2002. – С. 183.

[40] См.: Бахрах Д.Н. Указ. соч. – С. 354-355.

[41] За основу при характеристике методов государственного управления по указанному критерию возьмем видовую характеристику, предложенную Д.Н. Бахрахом (См.: Бахрах Д. Н. Указ. соч. – С. 355-357).

[42] См., напр.: приказ МВД России от 2 декабря 2003 г. № 930 «Об организации работы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по пропаганде безопасности дорожного движения» (вместе с Наставлением по организации деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по пропаганде безопасности дорожного движения).

[43] Напр., социальную рекламу (см.: ст. 10 Федерального закона «О рекламе» от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ (в ред. от 28.09.10).

[44] См., напр.: Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ (в ред. от 29.06.10).

[45] См., напр.: Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (в частн., ст. 6 «Способы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»).

[46] Административное право России. Часть 1: Государственное управление и административное право: учебник. 4-е изд. – С. 206.

[47] См., напр.: гл. 12 «Поощрения и награждения. Служебная дисциплина на гражданской службе» Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.

[48] См., напр.: гл. 2 «Поощрения» Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации (утв. указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495); ст. 36 «Поощрения за успехи в служебной деятельности» Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (утв. постановлением Верх. Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1).

[49] К примеру, премии правительства субъекта РФ (см., напр.: постановление Правительства С.-Петербурга от 21 ноября 2005 г. № 1788 «О премиях Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся научные результаты в области науки и техники»).

[50] См., напр.: законы Санкт-Петербурга от 5 января 1996 г. № 156-27 «Об учреждении премий, стипендий, наград в Санкт-Петербурге», Смоленской области от 27 ноября 2003 г. № 87-З «О наградах и почетных званиях Смоленской области», Воронежской области от 7 июля 2006 г. № 70-ОЗ «О наградах Воронежской области».

[51] Законы: г. Москвы от 25 января 1995 г. № 3-9 «О почетном гражданине города Москвы», С.-Петербурга от 14 декабря 1995 г. № 145-22 «О звании «Почетный гражданин Санкт-Петербурга».

[52] Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 6 ноября 2008 г. № 1383 «О почетном звании «Лучший работник торговли и услуг в Санкт-Петербурге».

[53] Напр., приказ Минздравсоцразвития России от 10 июня 2005 г. № 400 «О ведомственных наградах Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации»,

[54] Напр. приказ Минобрнауки России от 25 февраля 2010 г. № 140 «Об утверждении Положения о медалях «За особые успехи в учении».

[55] См., напр.: постановления Правительства РФ: от 30 декабря 2009 г. № 1133 «Об утверждении Положения о премиях Правительства Российской Федерации в области образования»; от 19 января 2005 г. № 29 «О премиях Правительства Российской Федерации в области культуры»; от 26 августа 2004 г. № 439 «О премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники».

[56] Постановление Правительства РФ от 31 мая 1995 г. № 547 «О Почетной грамоте Правительства Российской Федерации».

[57] См.: указ Президента РФ от 7 сентября 2010 г. № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации».

[58] Законы РФ: от 20 марта 1992 г. № 2553-1 «Об установлении звания Героя Российской Федерации и учреждении знака особого отличия - медали «Золотая Звезда»; от 15 января 1993 г. № 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы».

[59] Указ Президента РФ от 30 декабря 1995 г. № 1341 «Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации» (в ред. от 7.09.10).

[60] Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник для вузов. – М.: Изд. гр. НОРМА-ИНФРА·М, 2000. – С. 20.

[61] Характеристике мер административной ответственности посвящен вопрос 5 темы 12 данного курса лекций, а принудительные меры административно-процессуального обеспечения будут рассматриваются при изучении дисциплины административно-процессуальное право.

[62] См.: Рушайло В.Б. Административно-правовые режимы: монография. – М.: Изд-во «Щит-М», 2000. – С. 42, 248.

[63] См.: Бахрах Д.Н. Советское законодательство об административной ответственности: учеб. пособие. – Пермь: Перм. гос. ун-т им. А.М. Горького, 1969. – С. 36.

[64] Попов Л.Л. Правовая основа административно-принудительных мер охраны общественного порядка // Правовые основы обеспечения общественного порядка: учеб. пособие / В.В. Лазарев, Л.Л. Попов, Л.М. Розин. – М., 1987. – С. 71.

[65] Попов Л.Л. Указ. соч. – С. 74.

[66] Речь идет об объектах, где хранятся и обращаются оружие, основные части огнестрельного оружия, патроны к оружию и составные части патронов, в т. ч. частные охранные организации.

[67] Николаева Л.А. Административная ответственность как охранительное правонарушение /Административная ответственность: вопросы теории и практики. М.: ИГП РАН. 2005. С.24-31.

[68] В редакции Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 404-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".

[69] Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-I «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 13 мая 1993 г., № 19, ст. 685, в Сборнике законодательных актов Российской Федерации, выпуск VIII, 1993 г., ст. 117.

[70] Указ Президента РФ от 6 апреля 2004 г. № 490 «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 12 апреля 2004 г. № 15 ст. 1395.

[71]Указ Президента РФ от 7 июня 2004 г. № 726 «Об утверждении положений о Совете Безопасности Российской Федерации и аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 июня 2004 г. № 24 ст. 2392.

[72]Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 мая 2000 г., № 20, ст. 2112.

[73] Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 января 1995 г. № 3 ст. 167

[74] Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 декабря 1997 г. № 51 ст. 5712.

[75] Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 июля 1994 г. № 13 ст. 1447.

[76] Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 мая 1995 г. № 18 ст. 1589.

[77] Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г., № 8, ст. 366.

[78] См.: Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденный приказом МВД России от 2 марта 2009 г. № 185.

[79] См., например: Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

[80] Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

[81] См. Указ Президента РФ от 05.02. 2010г. № 146 «О Военной доктрине Российской Федерации».

[82] См. ФКЗ РФ от 17.12.1997 г. №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»//СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.

[83] См. Указ Президента РФ от 16.08.2004 г. №1082 «Вопросы Министерства обороны Российской федерации»//СЗ РФ. 2004. № 34. Ст. 3538.

[84] Собрание законодательства Российской федерации. 2004. № 29. Ст. 2880.