Правотворчество

1. Понятие правотворчесва, соотношение с другими однородными понятиями (правообразование и законотворчество)

2. Виды правотворческой деятельности гос-ва.

3. Стадии(этапы) законотворческой деятельности государства

 

Правотворчество – вид деятельности гос органов, связанной с принятием, изменением существующих и отменой устаревших правовых актов.

Сочетается другими видами деятельности гос-ва, например, применение права, юридическая ответственность, контроль за исполнением правовых актов и т.д.

 

Правотворчество связано с правообразованием, которое включает в себя:

  • Деятельность как гос, так и не гос институтов органов;
  • Занимается выявлением, определением того, какие первоочередные акты в данное время необходимы для общества;
  • Изучение, прежде всего, среды, которая требует правового опосредования, т.е. отношения, которые возникают в обществе и которые надо взять под гос.контроль;

 

Правотворчество включает в себя деятельность:

  • Работа всех без исключения органов гос-ва и законодательных и исполнительных;
  • В тех правовых системах, где признается судебный прецедент, то это работа и судебных органов;
  • Творение норм права;

 

Законодательная деятельность:

  • Органы, которые обладают исключительной монополией, властью, полномочий, прерогативами на принятие такого рода актов;

 

Свойства закона:

· Законы принимаются или высшими законодательными органами или с помощью референдума.

· Обладает высшей юридической силой на территории, которая находится под юрисдикцией данного гос-ва

 

В тоталитарных гос-вах правотворческие функции были так же и у профсоюзов:

· Узкий круг вопросов, касающийся их деятельности;

· Принимали законы, имеющие общеобязательный характер для всех, кто попадал в круг, имеющий к ним отношений. Вопросы труда;

 

Форма правотворчества принимается:

· Референдум – высшее выражение воли, т.е. с помощью реферндума можно принимать законы и конституционные и обычные.

· С помощью референдума принята конституция;

 

Можно ли с помощью референдума принимать любой нормативный акт?

Форма непосредственной демократии, когда человек, люди, сообщество выражает свое мнение. Выражается в:

· Деревенские сходы;

Можно решать те вопросы, на которые можно ответит однозначно. Вопросы, не требующие каких-то пояснений. Например, «Вы за альтернативную службу в армии?» Да или нет? А если например «Вы за альтернативную службу, которая проходит на крайнем севере?» . Этот вопрос некорректен для референдума, т.к. будет получен ответ «Да, я бы то, я бы это»

 

Не все понимают, что такое социальное, правовое гос-во. Кажется, что человек голосует, но он не понимает сути вопроса по которому высказывается. Возникает вопрос: Как быть?

Нет смысла по некоторым вопросам проводить референдум. Например, «вы за повышение НДФЛ или нет?» Естественно все голосуют против. Результат тут заранее известен.

Законодательство не рекомендует в таких ситуациях проводить референдум, когда имеют место какие-либо социальные потрясения.

Ничего демократичней референдумов еще не придумано, но его не всегда можно применять.

В Германии в 30е годы референдум проводили три раза. Всегда они были очень успешными. В 90% результат позитивный. Т.е. референдум можно использовать практически при любом режиме.