Виды мышления.

Предмет мышления человека – познавательные задачи, которые имеют разное содержание и обусловливают разное соотношение предметно-действенных, перцептивно-образных и понятийных компонентов в процессе их решения. В зависимости от этого различают три основных видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и теоретическое (отвлеченное, словесно-логическое).

Наглядно-действенное или практическое мышлениехарактеризуется тем, что в решение задачи непосредственно включается в саму деятельность.

Оно – генетически наиболее ранняя стадия его развития. Именно с наглядно –действенного начинается развитие всех основных видов мышления, Оно – первично в процессе зарождения трудовой деятельности, когда умственная и практическая ее стороны возникают органическом единстве. Причем умственная деятельность еще не отделилась от предметно-практической как ее самостоятельная часть.

С этой стадии начинается развитие мышления и в онтогенезе. В элементарной форме оно свойственно детям раннего возраста, которые мыслят, действуют с предметами, манипулируют ими, раскрывают новые существенные их свойства.

Наглядно-действенное мышление в развитом виде свойственно и взрослому человеку. Особенно необходимо оно в тех случаях, когда эффективное решение задачи возможно лишь в процессе практической деятельности.

Наглядно-действенное мышление свойственно людям профессий, требующих практического анализа, разнообразного комбинирования и конструирования, например шахматистам, конструкторам, изобретателям. Важная роль принадлежит наглядно-действенному мышлению там, где продуктивное и экономическое решение задачи связанно с применением предметно-практических процедур.

Наглядно-образное мышление характеризуется тем, что содержание задачи здесь – образный материал, манипулирование которым позволяет человеку анализировать, сравнивать или обобщать существенные аспекты.

Наглядно-образное мышление значительно расширяет познавательные возможности личности, позволяет ее более содержательно и разнообразно отражать реальность.

Большие возможности такого мышления проявляются, в частности, в изобразительном искусстве.

Иллюстрацией этого тезиса могут быть разные направления абстракционизма и модернизма, где смысловая нагрузка образов передается адекватно сконструированных художником символах.

Схематизация и символистическое отражение действительности являются продуктивными и в других областях человеческой деятельности, помогая с большей точностью и обобщенностью отражать реальность. Например, при составлении моделей сетевого планирования деятельности, при решении конструкторско-технических заданий и т.п.

Развитие наглядно-образного мышления происходит в деятельности, характер которой требует оперирования образами разной меры обобщенности, схематического изображения предметов и их символическо-

го обозначения.

Теоретическое (отвлеченное, словесно-логическое) мышление характери-

зуется тем, что задача решается в словесной (вербальной) форме. Теоретическое мышление развивается на основе наглядно-действенного мышления и выступает в виде практических действий, наглядных образов и отвлеченных понятий и рассуждений. Именно этот вид мышления позволяет наиболее общие закономерности, определяющие развитие природы и общества, самого человека.

В мыслительной деятельности человека все виды мышления неразрывно взаимосвязаны. Эта взаимосвязь находит свое выражение во взаимных переходах одного вида мышления в другой. Одним из примеров такой взаимосвязи может быть так называемое оперативное мышление, которое выполняет следующие функции: планирование, контроль, стимулирование, прогнозирование и принятие решения в условиях жесткого дефицита времени, что характерно для деятельности оператора диспетчера, летчика, водителя, спортсмена (особенно в таких видах спорта, как спортивные игры, бокс, фехтование, борьба и др.).

В жизнедеятельности человека порой очень трудно, а подчас и невозможно провести грань между отдельными видами мышления. Не только у детей, но и у взрослых постоянно развивается в той или иной степени все виды мыслительной деятельности. Говоря о взаимосвязи различных видов мышления, необходимо помнить об их специфики. Но только развитие всех видов мышления в их единстве может обеспечить правильное и достаточно полное отражение действительности человеком.