Мышление и решение задач.

Необходимость мышления возникает тогда, когда перед человеком появляется цель, проблема, новые или неизвестные обстоятельства и условия деятельности, т.е. когда возникает какой-то вопрос. Такая ситуация называется проблемой. Именно в ней берет начало умственная деятельность (когда человек начинает анализировать, сравнивать, обобщать и т.д.), с помощью которой и удается создать, открыть, найти, изобрести новые способы, средства, методы достижения целей и удовлетворения потребностей.

Необходимо различать проблемную ситуацию и задачу. Проблемная ситуация означает, что в ходе деятельности человек натолкнулся – часто совсем неожиданно – на что-то непонятное, неизвестное, тревожащие и т.д. например, летчик ведет самолет и вдруг начинает замечать какой-то посторонний, неясный шум в моторе. Сразу же в деятельность летчика включается мышление, необходимое для того, чтобы раскрыть смысл случившегося. Так возникшая проблемная ситуация переходит в осознаваемую человеком задачу. Задача появляется из проблемной ситуации, тесно связана с ней, но отличается от нее. Проблемная ситуация – это довольно смутное, еще не очень ясное и малоосознанное впечатление, как бы сигнализирующее: “что-то не так”, “что-то не то”. Например, летчик начинает замечать, что с мотором происходит нечто не понятное, однако он пока не уяснил, что именно происходит, в какой части мотора, по какой причине, и тем более летчик еще не знает, какие действия надо предпринять, чтобы избежать возможной опасности. В такого рода проблемных ситуациях и берет свое начало процесс мышления. Процесс решения мыслительной задачи проходит следующие 4 этапа.

1) Он начинается с анализа самой этой проблемной ситуации. В результате ее анализа возникает, формулируется задача, проблема в собственном смысле слова. Успешность процесса решения, как правило, обусловлена точностью формулировки вопроса.

2) Выдвижение и анализ гипотез. Решение мыслительных задач начи-

нается с выдвижения различных гипотез, поиска различных путей решения.

3) Решение мыслительной задачи. На этом этапе иногда возникает необходимость уточнения условий задач, но главное здесь – решение мыслительной задачи, которое может протекать по-разному: методы проб и ошибок, путем использования алгоритма, при помощи интуиции. Подлинно творческое решение задачи предполагает преодоление различной степени инертности, косности мышления и построение новой тактики и стратегии решения.

4) Проверка правильности решения задачи. Она может осуществляться логически и путем практики. Процесс проверки важен потому, что в ее ходе удается переосмыслить задачу, обнаружить новые пути решения. Процесс решения задачи является обязательным объективным условием развития мышления человека, условием совершенствования его познавательной деятельности.