Мотивация педагогической деятельности

В основе мотивации труда препо­давателя, так же как у любого специ­алиста, лежат потребности, интересы, склонности, ценностные ориентации, целевые установки и др. Вместе с тем в педагогической деятельности как во взаимодействии преподавателя и учащихся имеются специфические мотивы.

Одним из главных мотивов педаго­гической деятельности преподавате­ля, невзирая ни на что, является интерес к преподаваемой дисциплине (науке), его увлеченность наукой, стремление познавать глубже, раскрывать, сис­тематизировать изучаемые явления, процессы, объекты, стремление во­влечь в процесс познания студентов, направить их познавательную дея­тельность в русло изучаемой науки. Если преподавателю удается заинте­ресовать обучающихся проблемами своей науки, вовлечь их в активную учебно-исследовательскую деятель­ность, организовать научный кружок (или другую форму совместной рабо­ты), совместно вести поиск решения проблемы, получить положительный результат и соответствующую оцен­ку своего труда со стороны коллег, администрации вуза и самих сту­дентов, то преподаватель получает внутреннюю удовлетворенность от своей научно-педагогической дея­тельности. В совместном творческом поиске и общении со студентами пре­подаватель реализует себя как лич­ность, свой творческий потенциал, проявляет свои лучшие человеческие качества; он становится подлинным лидером среди студентов и коллег, авторитетным ученым, примером для подражания. При такой организации образовательного процесса, мотиви­рованной общим интересом к науке, гармонически решаются задачи обу­чения, воспитания и развития студен­тов.

В основе мотивации педагогиче­ской деятельности могут находить­ся ее специфические особенности и содержание. Одна из особенностей труда преподавателей заключается в том, что он относительно свободен от контроля и управления со стороны администрации. Преподаватель, руководствуясь учебной программой и общими требованиями к образовательному процессу, само­стоятельно планирует и организует свою деятельность и деятельность обучающихся в рамках расписания занятий, сам контролирует и оценива­ет результат этой деятельности. Есте­ственно, от него требуются высокий профессионализм, самоотдача, чест­ное выполнение своих профессио­нальных обязанностей, объективная оценка обученности студентов.

Другая мотивирующая особенность деятельности преподавателя связана с ее объектом - молодежью. Работать и общаться с молодыми людьми всег­да приятно. Неиссякаемая энергия студентов, их оптимизм, мажорное настроение, юмор, уважение к стар­шим, благодарность за знания окры­ляют преподавателя, приумножают его духовные силы, способствуют ак­тивизации творческой трудовой дея­тельности.

Здесь нельзя не отметить, что, к сожалению, отрицательные факторы реформирования политической и эко­номической жизни нашего общества, начиная с 90-х годов прошлого столетия, оказали неблагоприятное влияние на сознание и поведение молодежи, в том числе студенческой.

Значительным мотивирующим фак­тором в работе преподавателя явля­ется возможность сочетать педаго­гическую деятельность с научно-исследовательской работой. Такое со­четание позволяет преподавателю углубиться в проблематику и содер­жание изучаемой науки, подготовить и издать свои труды (доклады, статьи, методические и учебные пособия, мо­нографии), повышая тем самым свой научно-педагогический потенциал и авторитет.

Важнейшим мотивационным фак­тором труда любого специалиста, в том числе преподавателя, является возможность работать в хорошем педагогическом коллективе под ру­ководством опытного, мудрого заве­дующего кафедрой или декана. Бла­гоприятный психологический климат в коллективе, сотрудничество и сотвор­чество с коллегами - преподавателями, уважение друг к другу, взаимопомощь являются психологическим условием нормальной работы и ее мотивации.

Что касается критериев сформиро­ванности психолого-педагогической компетентности преподавателя, то мож­но ориентироваться на следующие пока­затели: четкая постановка и реализация целей занятия (обучающих, воспитыва­ющих и развивающих); целесообраз­ность выбранной преподавателем структуры занятия; степень реализа­ции на занятиях основных принци­пов обучения; умение заинтересовать студентов, создавать проблемные си­туации, использовать разнообразные методы и средства обучения; наличие эффективной обратной связи; каче­ство речи преподавателя; уровень усвоения студентами знаний и уме­ний в соответствии с требованиями учебной программы; степень их по­знавательной активности на занятиях, проводимых преподавателем.

Непрерывное совершенствование профессиональной компетентности и педагогического мастерства - важнейшая задача препо­давателей вузов.

Таким образом, в понятие «образование» вкладывают не только результат усвоения личностью знаний, умений и навыков, а также формирование познавательных процессов, индивидуального мировоззрения, формирование ума и чувственных ощущений. Задача образования четко выражена: это обучение и воспитание человека в обществе, усвоение норм поведения. Такого человека принято считать образованным. С образованием тесно связан вопрос парадигмы образования, в том числе и высшего, который в РК является трехуровневым: бакалавриат, магистратура и докторантура, что позволяет обучающимся постоянно обновлять знания. Образование является педагогической наукой, поэтому педагог должен разбираться в ее методологии, которая дает представление не только о системе знаний, о способах добывания знаний, но и о системе деятельности по получению этих знаний. Ведущей фигурой в образовательном процессе является преподаватель, чьи результаты профессиональной деятельности напрямую связаны с профессиональной компетентностью. Повышение профессиональной компетентности – это одна из главных задач, над которой преподаватель постоянно работает как педагог и ученый.