Мотивация педагогической деятельности
В основе мотивации труда преподавателя, так же как у любого специалиста, лежат потребности, интересы, склонности, ценностные ориентации, целевые установки и др. Вместе с тем в педагогической деятельности как во взаимодействии преподавателя и учащихся имеются специфические мотивы.
Одним из главных мотивов педагогической деятельности преподавателя, невзирая ни на что, является интерес к преподаваемой дисциплине (науке), его увлеченность наукой, стремление познавать глубже, раскрывать, систематизировать изучаемые явления, процессы, объекты, стремление вовлечь в процесс познания студентов, направить их познавательную деятельность в русло изучаемой науки. Если преподавателю удается заинтересовать обучающихся проблемами своей науки, вовлечь их в активную учебно-исследовательскую деятельность, организовать научный кружок (или другую форму совместной работы), совместно вести поиск решения проблемы, получить положительный результат и соответствующую оценку своего труда со стороны коллег, администрации вуза и самих студентов, то преподаватель получает внутреннюю удовлетворенность от своей научно-педагогической деятельности. В совместном творческом поиске и общении со студентами преподаватель реализует себя как личность, свой творческий потенциал, проявляет свои лучшие человеческие качества; он становится подлинным лидером среди студентов и коллег, авторитетным ученым, примером для подражания. При такой организации образовательного процесса, мотивированной общим интересом к науке, гармонически решаются задачи обучения, воспитания и развития студентов.
В основе мотивации педагогической деятельности могут находиться ее специфические особенности и содержание. Одна из особенностей труда преподавателей заключается в том, что он относительно свободен от контроля и управления со стороны администрации. Преподаватель, руководствуясь учебной программой и общими требованиями к образовательному процессу, самостоятельно планирует и организует свою деятельность и деятельность обучающихся в рамках расписания занятий, сам контролирует и оценивает результат этой деятельности. Естественно, от него требуются высокий профессионализм, самоотдача, честное выполнение своих профессиональных обязанностей, объективная оценка обученности студентов.
Другая мотивирующая особенность деятельности преподавателя связана с ее объектом - молодежью. Работать и общаться с молодыми людьми всегда приятно. Неиссякаемая энергия студентов, их оптимизм, мажорное настроение, юмор, уважение к старшим, благодарность за знания окрыляют преподавателя, приумножают его духовные силы, способствуют активизации творческой трудовой деятельности.
Здесь нельзя не отметить, что, к сожалению, отрицательные факторы реформирования политической и экономической жизни нашего общества, начиная с 90-х годов прошлого столетия, оказали неблагоприятное влияние на сознание и поведение молодежи, в том числе студенческой.
Значительным мотивирующим фактором в работе преподавателя является возможность сочетать педагогическую деятельность с научно-исследовательской работой. Такое сочетание позволяет преподавателю углубиться в проблематику и содержание изучаемой науки, подготовить и издать свои труды (доклады, статьи, методические и учебные пособия, монографии), повышая тем самым свой научно-педагогический потенциал и авторитет.
Важнейшим мотивационным фактором труда любого специалиста, в том числе преподавателя, является возможность работать в хорошем педагогическом коллективе под руководством опытного, мудрого заведующего кафедрой или декана. Благоприятный психологический климат в коллективе, сотрудничество и сотворчество с коллегами - преподавателями, уважение друг к другу, взаимопомощь являются психологическим условием нормальной работы и ее мотивации.
Что касается критериев сформированности психолого-педагогической компетентности преподавателя, то можно ориентироваться на следующие показатели: четкая постановка и реализация целей занятия (обучающих, воспитывающих и развивающих); целесообразность выбранной преподавателем структуры занятия; степень реализации на занятиях основных принципов обучения; умение заинтересовать студентов, создавать проблемные ситуации, использовать разнообразные методы и средства обучения; наличие эффективной обратной связи; качество речи преподавателя; уровень усвоения студентами знаний и умений в соответствии с требованиями учебной программы; степень их познавательной активности на занятиях, проводимых преподавателем.
Непрерывное совершенствование профессиональной компетентности и педагогического мастерства - важнейшая задача преподавателей вузов.
Таким образом, в понятие «образование» вкладывают не только результат усвоения личностью знаний, умений и навыков, а также формирование познавательных процессов, индивидуального мировоззрения, формирование ума и чувственных ощущений. Задача образования четко выражена: это обучение и воспитание человека в обществе, усвоение норм поведения. Такого человека принято считать образованным. С образованием тесно связан вопрос парадигмы образования, в том числе и высшего, который в РК является трехуровневым: бакалавриат, магистратура и докторантура, что позволяет обучающимся постоянно обновлять знания. Образование является педагогической наукой, поэтому педагог должен разбираться в ее методологии, которая дает представление не только о системе знаний, о способах добывания знаний, но и о системе деятельности по получению этих знаний. Ведущей фигурой в образовательном процессе является преподаватель, чьи результаты профессиональной деятельности напрямую связаны с профессиональной компетентностью. Повышение профессиональной компетентности – это одна из главных задач, над которой преподаватель постоянно работает как педагог и ученый.