Занятие 13. Жанр комической оперы в русской литературе второй половины XVIII века

Занятие 12. Г.Р. Державин. Духовные и философские оды, «Гимн лироэпический на прогнание французов из Отечества»: «вечные темы» в контексте авторского индивидуального стиля

Занятие 11. Г.Р. Державин. Цикл од, посвященных Фелице. «Снигирь». «Евгению. Жизнь Званская». Трансформация одической традиции. Особенности слога поэта

Тексты

Г.Р. Державин. Фелица http://www.rvb.ru/18vek/derzhavin/01text/017.htm

Видение Мурзы http://www.rvb.ru/18vek/derzhavin/01text/020.htm

Решемыслу http://www.rvb.ru/18vek/derzhavin/01text/019.htm

Снигирь http://www.rvb.ru/18vek/derzhavin/01text/114.htm

Русские девушки http://www.rvb.ru/18vek/derzhavin/01text/111.htm

«Евгению. Жизнь Званская» http://www.rvb.ru/18vek/derzhavin/01text/148.htm

Рассуждение о лирической поэзии, или об оде http://derzhavin.lit-info.ru/derzhavin/proza/razsuzhdenie/razsuzhdenie.htm

Вопросы

1. Какое место занимает Г.Р. Державин в истории русской литературы?

2. Как формировался цикл од, посвященных Фелице? В чем состоит новаторство Державина в разработке одического жанра, в создании образа поэта?

3. Охарактеризуйте суворовский цикл од Державина. Каковы особенности авторского слога в оде «Снигирь»?

4. В чем состоит трансформация идиллических, эпикурейских и библейских мотивов в послании «Евгению. Жизнь Званская»? Как формируются образы лирического «я» и поэтического адресата? Кому послание посвящено?

5. Каковы подходы Державина к осмыслению лирической поэзии и к работе писателя со словом в его «Рассуждении о лирической поэзии, или об оде»? Каково место синтеза искусств в литературной теории и художественной практике писателя?

6. Каковы особенности поэтического слога Державина? Какова роль в его стихах т.н. «мнимых неправильностей» – эллипсисов, «не тех падежей», «ассоциативного синтаксиса» и т.д. (обратитесь к работам Ю.И. Минералова)?

Литература

1. Ю.И. Минералов. История русской словесности XVIII века. М., 2003. С. 145-146; 151-162; 171-193.

2. С.А. Джанумов. Г.Р. Державин // Русские писатели. XVIII век. Биобиблиографический словарь. М., 2002. С. 27-41.

3. В.А. Западов. Г.Р. Державин // Словарь русских писателей XVIII века. Вып. 1. Л., 1988 http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=463.

4. Е.Я. Данько. Изобразительное искусство в поэзии Державина // XVIII век. Вып. 2. М.;Л., 1940. С. 166–247 http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=6087.

 

Тексты

Г.Р. Державин. Властителям и судиям http://www.rvb.ru/18vek/derzhavin/01text/013.htm

На смерть князя Мещерского http://www.rvb.ru/18vek/derzhavin/01text/010.htm

Водопад http://www.rvb.ru/18vek/derzhavin/01text/038.htm

Бог http://www.rvb.ru/18vek/derzhavin/01text/021.htm

«Гимн лироэпический на прогнание французов из Отечества» (фрагменты) http://ru.wikisource.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D0%BC%D0%BD_%D0%BB%D0%B8%D1%80%D0%BE-%D1%8D%D0%BF%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BD%D0%B0_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%83%D0%B7%D0%BE%D0%B2_%D0%B8%D0%B7_%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_(%D0%94%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BD)

Вопросы

1. Какими приемами Г.Р. Державин в оде «Властителям и судиям» синтезирует религиозную оду и сатиру? Как отразилось написание этой оды в судьбе поэта?

2. В чем состоят особенности воплощения «вечной» темы смерти в оде «На смерть князя Мещерского»? На конкретных примерах покажите мастерство Г.Р. Державина в области поэтической речи (контрасты, «корнесловие», символика и т.д.).

3. Какие философские вопросы ставит Г.Р. Державин в оде «Водопад»? Каковы художественные приемы их воплощения? Приведите примеры «картинной поэзии» в этой оде.

4. С опорой на какие образы и приемы Г.Р. Державин поэтически изображает непостижимого Творца в оде «Бог»? Приведите примеры афористических строк и прокомментируйте мастерство Державина-стилиста.

5. Как Г.Р. Державин воплощает тему Отечественной войны в «Гимне лироэпическом…»? Какими средствами создается образ русского народа – победителя?

Литература

1. Ю.И. Минералов. История русской словесности XVIII века. М., 2003. С. 162-171.

2. Й. Клейн. Религия и Просвещение в XVIII веке: Ода Державина «Бог» // XVIII век. Сб. 23. СПб., 2004. С. 126–133 http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=7730.

3. С.А. Васильев. Поэты державинской школы // Три века русской литературы: Актуальные аспекты изучения. Вып. 14. М. – Иркутск, 2007 http://www.mineralov.su/vasil5.htm.

Тексты

М.И. Попов. Анюта http://az.lib.ru/p/popow_m_i/text_0040.shtml

А.А. Аблесимов. Мельник – колдун, обманщик и сват http://az.lib.ru/a/ablesimow_a_o/text_0030-1.shtml

И.А. Крылов. Кофейница http://www.rvb.ru/18vek/krylov/01text/vol2/01play/024.htm

Вопросы

1. Каковы жанровые особенности комической оперы и основные писательские имена с этим жанром связанные (М.И. Попов, А.А. Аблесимов, Н.П. Николев, Я.Б. Княжнин, И.А. Крылов и др.)?

2. Каковы особенности конфликта и системы образов комических опер М.И. Попова и А.А. Аблесимова?

3. В чем состоят художественные функции песен и музыкального начала в целом в «Анюте» М.И. Попова и «Мельнике…» А.А. Аблесимова?

4. В чем состоит демократизм комической оперы?

5. С какими литературными жанрами эпохи комическая опера имеет параллели?

6. Подготовьте сообщение о комической опере И.А. Крылова «Кофейница». Каковы индивидуально-авторские черты воплощения популярного жанра?

Литература

1. Ю.И. Минералов. История русской словесности XVIII века. М., 2003. С. 121-123; 224-233.

2. Т.Н. Ливанова. Русская комическая опера // Русские драматурги XVIII – XIX вв. М.; Л., 1959. С. 150-159.

3. Е.Д. Кукушкина. А.О. Аблесимов // Словарь русских писателей XVIII века. Вып. 1. Л., 1988 http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=463.

4. В.П. Степанов. М.И. Попов // Словарь русских писателей XVIII века. Вып. 2. СПб., 1999 http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=476.