Структура психодиагностического заключения.
Относительно формы диагностического заключения, представляющего в прагматическом отношении обзорную запись о проведенном обследовании для включения ее в дело нуждающегося в психологической помощи человека, высказываются два противоположных мнения. Некоторые исследователи полагают, что она не может быть единой, как не может быть стандартным и само обследование. Другие авторы считают целесообразным для регулярно требуемых заключений использовать стандартные бланки для записи основных результатов обследования и резюмирования данных в доступном для адресата виде, а также предлагают разработать список основных понятий, применяемых в заключение.
Диагностическое заключение, не повторяя (даже сжато) протокол обследования, является чаще всего ответом на вопрос, поставленный перед практическим психологом другим специалистом (педагогом, дефектологом, врачом и т. п.) или обследуемым. По мнению психологов-практиков, заключение должно отражать основные качественные характеристики психики обследуемого, полученные на базе обобщения полученных данных, строиться по принципу от внешнего к внутреннему, иметь причинный характер.
Опираясь на результаты проведенного анализа, в структуре диагностического заключения целесообразно выделять три блока:
1) соответствующий феноменологическому уровню объекта психодиагностики;
2) отражающий его уровень причинных оснований;
3) содержащий описание предложенных мероприятий.
Первый блок включает описание жалоб, симптомов, особенностей поведения клиента, его отношение к факту обследования. Достаточно полная характеристика этого блока дана в образце диагностической карты в коллективной монографии «Семья в психологической консультации», в которой, в частности, указываются для заполнения следующие пункты: краткое содержание жалобы (что и когда случилось, с кем), общее впечатление о клиенте, субъективный локус жалобы (на кого жалуется клиент), объективный локус жалобы (на что жалуется), проблема (суть затруднения: «хочу то-то, но не могу» и т. п.), самодиагноз (как объясняет клиент причины затруднений), запрос (какой помощи ждет), эмоционально-ценностное отношение к лицу, фиксируемому в субъективном локусе жалобы, отношение к консультации и консультанту.
Во втором блоке фиксируются данные об отдельных сферах личности (например, интеллектуальной) или дается полная картина ее структуры, формулируются диагностические предположения (гипотезы). Помимо результатов обследования в заключение предлагается указывать его причины и применяемые методики.
Третий блок содержит мероприятия, которые находятся в компетенции практического психолога. Как справедливо отмечается в одной из работ, «...психолог, какими бы данными он не располагал, не вправе ставить медицинский диагноз или делать вывод вместо дефектолога».
Считается целесообразным различать психодиагностическое заключение как компетентное резюме, составленное на языке современной психологической науки для специалистов в области психодиагностики, и сообщение об обследуемом как документ, предназначенный для заявителя, не имеющего, как правило, психологического образования, и включающий, наряду с психологической, другие части, например, медицинскую, биологическую, социальную.