В процессе физического воспитания

Морально-волевая и психологическая подготовка. Морально-волевая и психологическая подготовка проводится в соответствии с общими принципами нравственного воспитания. Особенно велико значение спорта в воспитании воли и характера. Необходимость соблюдать строгий режим, переносить большие, подчас предельные нагрузки, преодолевать отрицательные эмоции, бороться с различными внешними и внутренними трудностями, возникающими в процессе тренировки и соревнований, - все это делает спорт отличной школой воспитания воли и мощным фактором формирования высокой нравственности и мужественного характера.

Важное значение придается психологической подготовке. Нужно уметь настроиться на систематические тренировочные занятия, на самостоятельные тренировки; выработать в себе постоянное стремление к спортивному совершенствованию; тщательно изучить свои индивидуальные особенности; научиться использовать их для достижения возможно более высоких спортивных результатов.

Успех в этом разделе спортивной тренировки решается взаимоотношениями спортсмена и тренера-преподавателя, наличием "обратной связи", когда лучше всего реализуются принципы сознательности и ответственности.

Воспитание нравственных качеств. В рационально построенном процессе спортивной тренировки у занимающихся воспитываются положительные нравственные качества, особенно такие, как трудолюбие, дисциплинированность, принципиальность, честность, доброжелательность, товарищество и взаимовыручка, способность рационально организовывать свой труд и вносить в него элементы творчества, чувство ответственности за результаты своего труда и др.

Решающее значение при их воспитании имеют личный пример преподавателя - тренера, его поведение, квалификация, отношение к работе, к людям (в том числе к своим ученикам), его внешний облик и т.п.

Применяются специальные методы:

- убеждения: словом, примером, проведением лекций, бесед и диспутов на этические темы и т.п.;

- приучения: организация многократного применения усвоенных нравственных правил в спортивной деятельности, труде, учебе, в общественно полезной работе, в быту, в семье;

- поощрения: с учетом мнения спортивного коллектива, когда принимаются во внимание не только спортивные результаты, но и общественное лицо спортсмена, его отношение к учебе, к труду, коллективу, его поведение в общественных местах, в быту;

- наказания: заключающийся в отрицательной оценке безнравственных поступков и действий, предание их гласности, разбор в коллективе, замечание, выговор, лишение почетных и спортивных званий, дисквалификация и др.

Именно нравственность спортсмена определяет мотивацию его спортивной деятельности.

Воспитание волевых качеств. Наиболее эффективно в процессе спортивной тренировки и спортивных соревнований воспитываются: смелость и решительность, целеустремленность, самостоятельность и инициативность, настойчивость и упорство в достижении цели, выдержка и самообладание, умение мужественно переживать трудности и др.

Волевые качества воспитываются непосредственно в процессе спортивной тренировки и спортивных соревнований, а также при выполнении специально подобранных физических упражнений и заданий на тренировочных занятиях.

Положительное воздействие на занимающихся оказывают строгое соблюдение спортивного режима, стремление к достижению победы или запланированного результата в спортивных соревнованиях, выполнение упражнений на достижение предельного результата, выполнение упражнений, связанных с риском, выполнение упражнений с преодолением неожиданно возникших трудностей и др. В отдельных видах спорта проявление волевых качеств различно.

В задачи психологической подготовки входит изучение типа нервной деятельности занимающихся и на этой основе разработка и проведение мероприятий, которые позволят быть к началу спортивных соревнований в состоянии полной "боевой готовности" с высокой степенью психической устойчивости.

В процессе спортивной подготовки и спортивных соревнований в целях формирования психической устойчивости применяются:

- внушение со стороны тренера-преподавателя, частые повторения определенных положений убежденным тоном с целью повысить уверенность спортсмена в собственных силах, мобилизовать его волю к показу наивысших спортивных достижений;

- регулирование психических состояний самими занимающимися путем применения психотехнических приемов (психотехника - ветвь психологии, изучающая проблемы практической деятельности людей в конкретно-прикладном аспекте), выполнения упражнений на расслабление с глубоким дыханием, проведения успокаивающего массажа и т.п.;

- специальные двигательные действия: активная разминка, возбуждающий массаж и др.;

- применение аутогенной (саморегулирующей) тренировки с целью самонастроя на определенный результат в процессе тренировочных занятий и спортивных соревнований.

При рациональном управлении процессом спортивной подготовки у занимающихся обеспечивается формирование психофизической устойчивостик различным условиям внешней среды: способность проявлять устойчивость внимания, восприятия, памяти и т.п., их сосредоточение и переключение в условиях дефицита времени, умственного утомления, нервно-эмоционального напряжения, стресса; достигается оптимизация работоспособности, обеспечивается профилактика нервно-эмоционального и психофизического утомления и повышение эффективности учебногоается оптимизация работоспособности, обеспечивается профилактика нервно-эмоционального и психофизического утомления и повышение эффективности учебного труда студентов и в дальнейшем их профессионального труда.