Физиологические механизмы внимания

Внимание – сосредоточенность, избирательная направленность познавательной деятельности человека или высших позвоночных животных на определенный объект, значимый в конкретный момент Функция внимания в фило- и онтогенезе развивается на базе врожденного ориентировочного рефлекса, направленного на создание в организме условий для восприятия изменений во внешней среде. У человека достигает наибольшего развития и связано с осуществлением высших корковых функций на уровне сознательного опыта. Оно проявляется в локальной активации определенного участка коры больших полушарий и в торможении остальных зон коры. Электрографически это выражается в локальном подавлении альфа-ритма или же в различных поздних вызванных потенциалах.

Внимание, как и любой психический процесс, связано с определенными физиологическими явлениями. В целом физиологическую основу выделения отдельных раздражителей и течения процессов в определенном направлении составляет возбуждение одних нервных центров и торможение других. Основным физиологическим механизмом внимания является функционирование очага оптимального возбуждения, или доминанты. Благодаря оптимальному возбуждению в определенной области коры мозга создаются условия для наиболее точного и полного отражения того, что особенно значимо в данный момент, и блокируется отражение всего того, что не имеет отношения к текущей деятельности.

Воздействующий на человека раздражитель вызывает активизацию мозга. Активизация мозга осуществляется прежде всего ретикулярной формацией. Раздражение восходящей части ретикулярной формации вызывает появление быстрых электрических колебаний в коре головного мозга, повышает подвижность нервных процессов, снижает пороги чувствительности. Кроме этого в активизации мозга задействованы диффузная таламическая система, гипоталамические структуры и др.

Среди «пусковых» механизмов ретикулярной формации следует отметить ориентировочный рефлекс. Однако внимание не может быть объяснено лишь одним ориентировочным рефлексом. Физиологические механизмы внимания более сложны. В психологической литературе обычно рассматривают две основные группы механизмов, осуществляющих фильтрацию раздражителей: периферические и центральные.


 

Лекция 2 Научение, его виды. Механизмы образования временной связи, доминанта.

Классификации форм обучения. Неассоциативное обучение. Ассоциативное обучение. Классификация условных рефлексов. Когнитивные процессы. Особенности обучения животных в естественных условиях. Свойства основных нервных процессов. Механизм образования условного рефлекса по Павлову. Современные представления о стадиях образования условного рефлекса. Гипотеза Э.А. Асратяна. Конвергентная теория формирования временных связей. Способность к обучению, как наследственно обусловленный фактор. Структура поведенческого акта – функциональная система П.К. Анохина. Теория доминанты А.А. Ухтомского. Принципы интегративной деятельности мозга.