Лекция №3
О судах
Условно классифицируют морские пассажирские перевозки:
· линейные
· собственно - транспортные круизы
Линейные перевозки для деловых пассажиров могут осуществляться скоростными пассажирскими судами и паромами.
Круизы организованы судовладельцем или на зафрахтованных судах туроператорами.
Круизы могут иметь такие формы:
§ Классические круизы (организация судовладельцем)
§ Флайкруизы
§ Пэкидж-тур (флайкруиз+отдых на берегу+флайкруиз)
В паромы входит инклюзив тур.
Если при организации линейных перевозок в качестве их отличий от грузовых перевозок нет, то в отношении круизов всё обстоит иначе, поэтому основное внимание в нашем курсе уделяется круизной форме эксплуатации флота.
Больше экономичность по бункеру судов объясняется тем, что мощность судовой установки находится в кубической зависимости от скорости. Они менее водоизмещаемы.
Круизные переходы – ночные, а стоянки в портах – дневные, то есть коэффициент ходового времени редко превышает 0,5. Однако в круизах возрастает требование к каютным удобствам и развитости общественных помещений.
Многоместные каюты без удобств ушли в прошлое. Круизные суда стали одноклассными (то есть общественные помещения, салоны, бассейны стали общедоступны).
Для пассажирских круизных судов площади важнее объёмов. Круизные суда стали многопалубными (до 15 палуб) с развитой надстроечной частью (коэффициент бортовой полноты = 0,95). При этом существуют повышенные требования к надёжности всех судовых систем (водо- и воздухопроводных, электрических, тепловых, фикальных).
В 70-х гг. на круизный рынок стали выходить специализированные суда Норвежской компании:
ü Royal Carribean Cruise Lines
ü Norwegian Carribean Lines
ü Cunard Lines
ü PNO+Princess Cruises
ü Sitmar
ü Carnivall
ü Home Lines
ü Holland America Lines
В Средиземном море ведущие позиции заняли:
ü Costa – итальянская компания
ü Epirotiki – греческая компания
Характерной для круизного флота стала регулярная глубокая модернизация, причём не только бывших лайнеров, но и специально построенных круизных судов.
Примеры:
Простоявший долгое время второй по величине трансатлантический лайнер «Франц» был куплен норвежской компанией NCL и трансформирован в крупнейшее круизное судно с пассажировместимостью около 2000 круизных пассажиров. После 7лет эксплуатации NCL сделала цилиндрические вставки на двух из трёх своих судов, в результате пассажировместимость увеличилась с 800 до 1250 мест.
Три судна RCL имели исбыточную комфортабельность. Объёмная характеристика 26тыс.рег.т. при пассажировместимости 700мест, в результате модернизации получили пассажировместимость 1250человек.
Настоящий судостроительный бум пришёлся на 90-е годы.
В начале 90-х – 3-4 судна
В конце 90-х – 6-8 судов с пассажировместимостью около 2000мест.
Причины строительства крупных лайнеров:
1. С ростом пассажировместимости удельные расходы на пассажиров снижаются (себестоимость пассажироместа судна).
2. На американском рынке престижным считается самый большой, самый новый и самый комфортабельный
Примеры:
Стоимости крупнотоннажных пассажирских судов
I. Sovereign of the Seas (1988г.) принадлежит компании RCL
· Объёмность – 74тыс.т.
· Пассажировместимость – 2600мест
· Количество членов экипажа – 760человек
· Стоимость судна – 172млн.$
II. Fantasy (1989г.) принадлежит фирме Carnival
· Валовая вместимость – 72тыс.т.
· Пассажировместимость – 2500мест
· Стоимость судна – более 200млн.$
В 2006г. на воду спущен Freedom of the Seas:
· Валовая вместимость – 154400т.
· Пассажировместимость – 4375человек
· Высота надводного борта – 62м
· Количество пассажирских палуб – 15
· Скорость – 21,6узла
· Стоимость судна – 730млн.$
В настоящее время на европейских верфях трёх судостроительных компаний «портфель заказов» составляет 27 крупных круизных лайнеров, каждый пассажировместимостью более 2000мест. Общая сумма заказов будет построена до октября 2010года = 15,35млрд.$