Лекция №3

О судах

Условно классифицируют морские пассажирские перевозки:

· линейные

· собственно - транспортные круизы

Линейные перевозки для деловых пассажиров могут осуществляться скоростными пассажирскими судами и паромами.

Круизы организованы судовладельцем или на зафрахтованных судах туроператорами.

Круизы могут иметь такие формы:

§ Классические круизы (организация судовладельцем)

§ Флайкруизы

§ Пэкидж-тур (флайкруиз+отдых на берегу+флайкруиз)

В паромы входит инклюзив тур.

Если при организации линейных перевозок в качестве их отличий от грузовых перевозок нет, то в отношении круизов всё обстоит иначе, поэтому основное внимание в нашем курсе уделяется круизной форме эксплуатации флота.

Больше экономичность по бункеру судов объясняется тем, что мощность судовой установки находится в кубической зависимости от скорости. Они менее водоизмещаемы.

Круизные переходы – ночные, а стоянки в портах – дневные, то есть коэффициент ходового времени редко превышает 0,5. Однако в круизах возрастает требование к каютным удобствам и развитости общественных помещений.

Многоместные каюты без удобств ушли в прошлое. Круизные суда стали одноклассными (то есть общественные помещения, салоны, бассейны стали общедоступны).

Для пассажирских круизных судов площади важнее объёмов. Круизные суда стали многопалубными (до 15 палуб) с развитой надстроечной частью (коэффициент бортовой полноты = 0,95). При этом существуют повышенные требования к надёжности всех судовых систем (водо- и воздухопроводных, электрических, тепловых, фикальных).

В 70-х гг. на круизный рынок стали выходить специализированные суда Норвежской компании:

ü Royal Carribean Cruise Lines

ü Norwegian Carribean Lines

ü Cunard Lines

ü PNO+Princess Cruises

ü Sitmar

ü Carnivall

ü Home Lines

ü Holland America Lines

 

 

В Средиземном море ведущие позиции заняли:

ü Costa – итальянская компания

ü Epirotiki – греческая компания

Характерной для круизного флота стала регулярная глубокая модернизация, причём не только бывших лайнеров, но и специально построенных круизных судов.

Примеры:

Простоявший долгое время второй по величине трансатлантический лайнер «Франц» был куплен норвежской компанией NCL и трансформирован в крупнейшее круизное судно с пассажировместимостью около 2000 круизных пассажиров. После 7лет эксплуатации NCL сделала цилиндрические вставки на двух из трёх своих судов, в результате пассажировместимость увеличилась с 800 до 1250 мест.

Три судна RCL имели исбыточную комфортабельность. Объёмная характеристика 26тыс.рег.т. при пассажировместимости 700мест, в результате модернизации получили пассажировместимость 1250человек.

Настоящий судостроительный бум пришёлся на 90-е годы.

В начале 90-х – 3-4 судна

В конце 90-х – 6-8 судов с пассажировместимостью около 2000мест.

 

Причины строительства крупных лайнеров:

1. С ростом пассажировместимости удельные расходы на пассажиров снижаются (себестоимость пассажироместа судна).

2. На американском рынке престижным считается самый большой, самый новый и самый комфортабельный

Примеры:

Стоимости крупнотоннажных пассажирских судов

I. Sovereign of the Seas (1988г.) принадлежит компании RCL

· Объёмность – 74тыс.т.

· Пассажировместимость – 2600мест

· Количество членов экипажа – 760человек

· Стоимость судна – 172млн.$

II. Fantasy (1989г.) принадлежит фирме Carnival

· Валовая вместимость – 72тыс.т.

· Пассажировместимость – 2500мест

· Стоимость судна – более 200млн.$

В 2006г. на воду спущен Freedom of the Seas:

· Валовая вместимость – 154400т.

· Пассажировместимость – 4375человек

· Высота надводного борта – 62м

· Количество пассажирских палуб – 15

· Скорость – 21,6узла

· Стоимость судна – 730млн.$

В настоящее время на европейских верфях трёх судостроительных компаний «портфель заказов» составляет 27 крупных круизных лайнеров, каждый пассажировместимостью более 2000мест. Общая сумма заказов будет построена до октября 2010года = 15,35млрд.$