Контроль за выполнением суточного плана перевозок

На крупных грузообразующих пунктах работой автомобилей руководит группа линейных диспетчеров.

Они осуществляют:

Ø контроль за своевременным предъявлением грузов к перевозке, за соблюдением установленных норм простоя под погрузкой-разгрузкой, за своевременным прибытием подвижного состава в пункты под грузовые операции;

Ø наблюдение за выполнением заданных маршрутов перевозок;

Ø проверку правильности оформления путевых листов и ТТН;

Ø принимают оперативные меры при задержках в работе на маршрутах;

Ø учитывают выполнение плана перевозок грузов из данного пункта;

Ø переключают подвижной состав на другие объекты работы по согласованию с диспетчерской группой в случаях отсутствия грузов, простоев подвижного состава из-за неудовлетворительной работы погрузочно-разгрузочных пунктов и др.;

Ø составляют акты;

Ø выполняют распоряжения, поступающие из службы эксплуатации;

Ø ежедневно информируют о выполнении плана перевозок и причинах отклонений от установленного плана.

Основная задача оперативного управления движением подвижного состава — это выполнение суточного плана перевозок.

Контроль за выполнением суточного плана перевозок должен быть наглядным и простым, чтобы можно было быстро реагировать на недостатки и принимать меры по их устранению.

Наиболее простой способ учета выполнения плана — отметка в грузовой карте выполненных ездок. Для этого диспетчер, получая сведения с линии, отмечает условными знаками каждую выполненную ездку в соответствующих графах грузовой карты. Недостаток этого метода — не дает ясного представления о выполнении плана по времени суток.

Для учета перевезенных грузов по каждому грузополучателю ведется «Диспетчерская карта перевозки грузов». Такую карту обычно ведет линейный диспетчер в пункте отправления груза.

Такой оперативный учет дает только количественный результат выполнения или невыполнения плана. Причины невыполнения плана могут быть установлены путем оперативного анализа выполнения плана по путевым листам. Этот анализ зависит от полноты и качества заполнения и обработки путевых листов. Данные, занесенные в путевые листы водителей, анализируются путем сопоставления фактического выполнения перевозок с планом. При невыполнении плана перевозок должны быть установлены причины (простой под погрузкой и выгрузкой сверх установленных норм, простои по техническим не исправностям, снижение технической скорости из-за бездорожья и др.). Когда на маршруте работал не один автомобиль, то нужно сделать сравнение работы различных водителей, что позволяет сделать более правильные выводы.

На основании данных о выпуске автомобилей и обработке путевых листов старший диспетчер АТП составляет диспетчерский доклад (табл. 1).

Таблица 1

Диспетчерский доклад

о выполнении суточного плана перевозок грузов

по_______________________________________________ за «_______» 200____г.

 

1. Выполнение плана перевозок

Показатели За сутки С начала месяца
План Факт План Факт Выполне-ние, %
Списочное количество автомобилей Автомобиле-дни в работе Коэффициент выпуска автомобилей на линию Перевезено груза, т Выполнено т-км Общий пробег, км Пробег с грузом, км Коэффициент использования пробега          

2. Срывы графика, простои и возвраты с линии, происшествия на линии

 

В разделе 1 диспетчерского доклада показываются данные в целом по АТП, в том числе по централизованным перевозкам, а также по каждому отправителю. В разделе 2 указывают количество случаев невыполнения задания, номера автомобилей, время опоздания или простоя, причины и др.

Для контроля изменения доходов от выполненного объема перевозок применяют следующий график (рис. 2).

По оси абсцисс откладывают объем перевозок в тоннах, а по оси ординат — постоянные и переменные плановые расходы АТП за этот промежуток времени. Для удобства пользования графиком на оси абсцисс откладывается второй показатель — проценты выполнения плана.

На графике наносятся три линии. Линия 1 соответствует постоянным расходам, которые являются неизменными. Линия 2 представляет собой прямую под углом, которая отражает изменение переменных расходов по мере выполнения плана перевозок. Линия 3 отображает сумму доходов (произведение тарифной ставки на выполненный объем перевозок).

Рис. 2. График контроля доходов и расходов автотранспортного предприятия в зависимости от выполнения плана перевозок

В точке А линии 2 и 3 пересекаются. Объем перевозок, расположенный левее точки А, отображает убытки, а правее точки А — прибыль. Точка А возникает при определенном объеме перевозок. Если она оказывается сдвинутой вправо, то это значит, что АТП должно либо перевыполнить план, чтобы иметь прибыль, либо снижать переменные расходы.