Такелажное оборудование. Подбор канатов и стропов

Стальные проволочные канаты (тросы) широко применяют в строительных машинах. Их используют для подъема или горизонтального перемещения грузов (грузовые канаты), для оттяжек, торможения поднимаемых грузов (поддерживающие канаты). Их применяют для кабельных кранов (несущие канаты), для строповки перемещаемых грузов.

При проектировании, а также перед установкой на кран канаты долж­ны быть проверены расчетом.

Канат выбирают по разрывному усилию Р, по наибольшему натяжению (нагрузке на канат) S без учета динамических усилий и по коэффициенту запаса прочности k, который регламентирован Госатомтехнадзором.

Допускаемая нагрузка на канат, кгс (Н),

.

Коэффициент k выбирают в зависимости от режимов работы и назначения каната. Например, для стреловых растяжек канаты лебедок, предназначенных для подъема людей, k = 9.

Разрывное усилие каната принимается по сер­тификату (свидетельству) о его испытании, а при проектировании — по данным стандарта на конкретный тип каната;

Наибольшее натяжение ветви каната, определяется при проектировании расчетом, а для кранов, находящихся в эксплуата­ции, указанно в паспорте крана;

Если в сертификате приведено суммарное разрывное усилие всех про­волок каната, значение Р определяется умножением суммарного разрыв­ного усилия на коэффициент 0,83.

Для автомобильных кранов грузоподъемностью до 16 т включительно при выборе каната на механизм подъема груза должна приниматься груп­па классификации не менее М 4.

При работе крана в опасных условиях (транспортирование расплав­ленного металла, шлака, ядовитых и взрывчатых веществ) запрещается при выборе каната применять классификационную группу ниже М 5.

 

Канатные стропы используют для подвешивания грузов, которые подразделяются на простые, универсальные и другие

При симметричной подвеске груза усилие в каждой ветви стропы

где К - коэффициент, характеризующий угол наклона стропа к вертикали (К = 1/cosα); G - масса груза, т; т - количество ветвей; α - угол между ветвью стропы и вертикалью.