Такелажное оборудование. Подбор канатов и стропов
Стальные проволочные канаты (тросы) широко применяют в строительных машинах. Их используют для подъема или горизонтального перемещения грузов (грузовые канаты), для оттяжек, торможения поднимаемых грузов (поддерживающие канаты). Их применяют для кабельных кранов (несущие канаты), для строповки перемещаемых грузов.
При проектировании, а также перед установкой на кран канаты должны быть проверены расчетом.
Канат выбирают по разрывному усилию Р, по наибольшему натяжению (нагрузке на канат) S без учета динамических усилий и по коэффициенту запаса прочности k, который регламентирован Госатомтехнадзором.
Допускаемая нагрузка на канат, кгс (Н),
.
Коэффициент k выбирают в зависимости от режимов работы и назначения каната. Например, для стреловых растяжек канаты лебедок, предназначенных для подъема людей, k = 9.
Разрывное усилие каната принимается по сертификату (свидетельству) о его испытании, а при проектировании — по данным стандарта на конкретный тип каната;
Наибольшее натяжение ветви каната, определяется при проектировании расчетом, а для кранов, находящихся в эксплуатации, указанно в паспорте крана;
Если в сертификате приведено суммарное разрывное усилие всех проволок каната, значение Р определяется умножением суммарного разрывного усилия на коэффициент 0,83.
Для автомобильных кранов грузоподъемностью до 16 т включительно при выборе каната на механизм подъема груза должна приниматься группа классификации не менее М 4.
При работе крана в опасных условиях (транспортирование расплавленного металла, шлака, ядовитых и взрывчатых веществ) запрещается при выборе каната применять классификационную группу ниже М 5.
Канатные стропы используют для подвешивания грузов, которые подразделяются на простые, универсальные и другие
При симметричной подвеске груза усилие в каждой ветви стропы
где К - коэффициент, характеризующий угол наклона стропа к вертикали (К = 1/cosα); G - масса груза, т; т - количество ветвей; α - угол между ветвью стропы и вертикалью.