Пределы метода

 

Методы образования производных машин и их рядов на основе унификации не являются универсальными и всеобъемлющими. Каждый из них приложим к ограниченной категории машин. Многие машины (паровые и газовые турбины) по конструкции не допускают образования производных машин. Невозможно или нецелесообразно образовывать производные ряды для специализированных машин, машин большой мощности и т. д., которые остаются в категории индивидуального проектирования.

Унификация нередко сопровождается ухудшением, качества, особенно в случае производных рядов большого диапазона. Крайние члены ряда по габаритам, металлоемкости, удельному весу и эксплуатационным показателям, как правило, уступают специализированным машинам. Такое ухудшение можно допустить, если унификация обеспечивает большой экономический эффект, а габариты и вес имеют второстепенное значение.

Этот метод применим для машин общего назначения, ограниченно применим, а иногда и вовсе не применим для машин, к габаритам и весу которых предъявляют повышенные требования. В категории машины повышенного класса нередко приходится отказываться от унификации и идти по пути индивидуального проектирования.

В связи с этим необходимо сказать несколько слов о технологическом направлении конструирования, которое выдвигает на первый план технологическую сторону и придает особое значение методам унификации и создания производных рядов, считая их едва ли не главным началом рационального конструирования.

Основная заслуга технологического направления заключается в обосновании органической связи между конструированием и технологией. Технологичность конструкции должна достигаться не в порядке последующих исправлений, а обеспечиваться в процессе создания машины и содержаться в основном замысле и конструктивном оформлении машины.

Однако технологичность не может служить основным началом конструирования.

Главным направлением конструирования является повышение качества машин, их надежности, долговечности и экономического эффекта. Технология должна обеспечить всеми имеющимися в ее распоряжении средствами решение этих основных задач, но не определять направление конструирования.

 

Рисунок 2.5 - Двигатели унифицированного ряда

 

Нельзя преувеличивать и роль образования производных машин и их рядов, как способа удешевления машин. Эти методы применимы ограниченно и по эффективности уступают другим методам (автоматизация и механизация производства, сокращение числа типоразмеров машин и др.).

Неправильно считать способность машины к образованию производных машин и рядов признаком технологичности конструкции, хотя бы потому, что этот способ применим не ко всем машинам. Странно было бы, например, считать нетехнологичной конструкцию крупной тепловой машины, например мощной паровой турбины, только потому, что на базе ее конструкции нельзя создать производный ряд.