Дисковые вариаторы.
Рис. 14.6.
В этих вариаторах момент передается за счет трения между набором ведущих и ведомых дисков. Изменения передаточного отношения достигают перемещением ведущего вала 1 относительно ведомого вала 2. При этом изменяется межосевое расстояние а и рабочий диаметр .
Передаточное число:
.
Основной идеей конструкции дискового вариатора является увеличение числа точек контакта между фрикционными элементами. Это позволяет значительно снизить контактные давления, а вместе с этим и износ дисков. Значительно снижается и сила прижатия .
=,
где m – число мест контакта, равное удвоенному числу ведущих дисков (выполняют и более); с – число ведущих валов 1.
Прижатие осуществляют пружиной или шариковым зажимным устройством. Диски изготовляют из стали и закаливают до твердости (50…60 HRC). Вариатор работает в масле. Обильная смазка значительно уменьшает износ и делает работу вариатора устойчивой, независимой от случайных факторов, влияющих на трение. Снижение коэффициента трения при смазке в этих вариаторах компенсируют увеличением числа контактов.
Выполняют вариаторы мощностью до 40 кВт с диапазоном регулирования до 4,5 при КПД 0,8…0,9.