Расчет резьбы на прочность.

Под действие осевой силы (силы затяжки) в стержне винта возникают напряжения растяжения, в теле гайки – сжатия, в витках резьбы – смятия, среза.

Чаще всего разрушение винта происходит по первому или второму витку, считая от опорного торца гайки; реже – в области сбега резьбы и в подголовочном сечении; для мелких резьб возможен срез витков.

Рис. 11.1.

Определим напряженное состояние элементов резьбы (см. рис. 11.1.):

1). Смятие кольцевой поверхности АВ.

,

где - нагрузка на первый виток; q – интенсивность нагрузки;

- площадь до смятия.

;

.

2). Изгиб витка, как консольной балки.

;

;

;

.

3). Срез по цилиндрической поверхности АС.

.

4). Разрыв стержня винта по внутреннему диаметру.

,

где - напряжение разрыва;

А – плошадь поперечного сечения.

Резьба должна быть спроектирована таким образом, чтобы все виды разрушения были равновероятны, при этом обеспечивается равнопрочность резьбы по всем параметрам. Равнопрочность резьбы и стержня болта является одним из условий назначения высоты стандартной детали.

Стандартные высоты гаек и глубины завинчивания исключают необходимость расчета на прочность резьбы стандартных крепежных деталей.

Высота гаек:

- стандартных: ;

- высоких: ;

- низких: ,

где d – номинальный диаметр резьбы.