Расчет резьбы на прочность.
Под действие осевой силы (силы затяжки) в стержне винта возникают напряжения растяжения, в теле гайки – сжатия, в витках резьбы – смятия, среза.
Чаще всего разрушение винта происходит по первому или второму витку, считая от опорного торца гайки; реже – в области сбега резьбы и в подголовочном сечении; для мелких резьб возможен срез витков.
Рис. 11.1.
Определим напряженное состояние элементов резьбы (см. рис. 11.1.):
1). Смятие кольцевой поверхности АВ.
,
где - нагрузка на первый виток; q – интенсивность нагрузки;
- площадь до смятия.
;
.
2). Изгиб витка, как консольной балки.
;
;
;
.
3). Срез по цилиндрической поверхности АС.
.
4). Разрыв стержня винта по внутреннему диаметру.
,
где - напряжение разрыва;
А – плошадь поперечного сечения.
Резьба должна быть спроектирована таким образом, чтобы все виды разрушения были равновероятны, при этом обеспечивается равнопрочность резьбы по всем параметрам. Равнопрочность резьбы и стержня болта является одним из условий назначения высоты стандартной детали.
Стандартные высоты гаек и глубины завинчивания исключают необходимость расчета на прочность резьбы стандартных крепежных деталей.
Высота гаек:
- стандартных: ;
- высоких: ;
- низких: ,
где d – номинальный диаметр резьбы.