Лекция 6. Что понимается под трудностями в овладении арифметикой
Мы говорим о затруднениях в усвоении арифметики тогда, когда арифметические способности ученика не соответствуют возрастному уровню и тем возможностям, которые он демонстрирует по другим предметам. В соответствии с критериями Классификатора ВОЗ такие нарушения определяются как «нарушение арифметических действий, которое не связано с общим недоразвитием интеллекта ребенка, а появляется при неправильном обучении» (Диллинг и др., 1991). Имеется в виду, что арифметическая компетентность ребенка может быть ниже того уровня, который соответствует данному возрасту в данном классе при сохранном интеллекте.
У ребенка с таким нарушением страдают основные арифметические действия — сложение, вычитание, умножение и деление, что затрудняет освоение более сложных математических навыков, которых требуют занятия алгеброй, тригонометрией, геометрией. В данном случае имеются в виду частичные нарушения учебной деятельности, которые не мешают детям иметь успехи по другим предметам.
Однако есть дети, у которых возникают особые трудности со счетом. Эти отклонения сопровождаются общими трудностями в учебе, в частности страдает и чтение, и правописание, все это при среднем показателе IQ. Исследование Лобека (1992) показало, что примерно у 16—18 % детей с трудностями в счете возникали проблемы и в чтении, 32 — 36% детей испытывали трудности при написании диктанта. Примерно у 90 % этих детей показатель интеллекта составил 90, что свидетельствует об их нормальном умственном развитии.
И, наконец, можно выделить группу детей, арифметические нарушения у которых объясняются общим низким уровнем обучаемости и соответственно сниженным уровнем интеллекта.
Все эти дети нуждаются в специальной помощи и поддержке. Все они имеют право на развитие.
Как при нарушениях в чтении и правописании, так и при нарушениях в счете причины часто пытаются найти в особенностяхличности ребенка. Педагогическое мастерство, учебный материал и методы обучения не принимаются во внимание. Однако обучение математике представляет собой процесс взаимодействия между ребенком, содержанием обучения и педагогом, и, следовательно, нельзя связывать арифметические нарушения исключительно с особенностями изучаемого материала или особенностями личности ребенка. Возникают следующие вопросы: какие способности необходимо иметь для овладения тем или иным учебным материалом? В какой форме лучше всего преподносить данный материал на уроке?
Довольно часто если у ребенка нет предрасположенности к счету, то родители и учителя неправомерно связывают это с недостатком интеллекта, и ставится вопрос о его переводе в специальную школу.