Лекция 3 :Проведения стратегического анализа. Анализ внешней деловой окружающей среды. Анализ ресурсного потенциала предприятия. Основные модели стратегического анализа.

Стратегический анализ является исходным пунктом процесса разработки стратегического плана развития предприятия. Он включает два самостоятельных этапа:

1. анализ внешней деловой окр среды.

a. анализ общей , дальней окружающей среды

за пределами влияния компании, но может оказывать существенное воздействие на специфическую ближнюю окружающую среду, в которой эти компании функционируют.

В связи со сложностью общей окр. среды все силы воздействия распределяют по 4 направлениям:

1) политическая обстановка

2) экономическая обстановка

3) социальная обстановка

4) технологическая обстановка

Модель ПЕСТ анализа

 

b. анализ специфической ближней окружающей среды

Среда, которая непосредственно окружает компанию, то есть те области, с которыми компания взаимодействует или на которые сама оказывает влияние. Анализ специфической окружающей среды тесно связан с анализом рыночного окружения компании и включает в себя следующие основные элементы:

1) производственный прогноз - должен содержать информацию о перспективных размеров роста или падения производства продукции, а так же о капиталовложениях и прибыльности

2) прогноз структурных сдвигов- структурные сдвиги прогнозируются в целях уменьшения неопределенности при принятии стратегических решений, например, возможные изменения сырья, структура и характер изменения продукции.

3) Конкурентный анализ :

1. Структурны анализ конкурентного окружения. М. Портер 5 сил конкуренции которые определяют уровень прибыли в отрасли: способность поставщиков добиваться повышения цен. способность покупателей добиваться снижения цен. давление товаров заменителей. соперничество между существующими конкурентами. угроза появления в отрасли новых конкурентов.

2. определение конкурентных позиций или анализ стратегических групп: объединении компаний в группы, в которых находились бы компании с одинаковыми стратегическими хор-ками и конкурирующие на одной и той же основе.

3. Анализ структуры рынка – основан на определении доли рынка: количественная и качественная. Матрица БКГ

2. анализ ресурсного потенциала предприятия

анализ ресурсного потенциала направлен на то , чтобы помочь детально разобраться на сколько эффективно используются ресурсы компании. Внутренний анализ позволяет выявить потенциал конкурентного преимущества, а так же определить те области которые требуют экстренного вмешательства. Цепочка ценностей Майкла Портера: на каждом этапе хоз деятельности создаются свои ценности, которые оплачиваются потребителями.

1) главные

2) вспомогательные

 

 

I II III IV V

Вспомогательные виды деятельности

основ.видв деятельсти
ДС
Дс- добавленная стоимость

Анализ цепочки показывает, на сколько эффективны деятельности компании.

Основные виды деятельности непосредственно добавляют стоимость к конечному продукту, а вспомогательные косвенно, способствует эффективному выполнению основных видов деятельности.

I Материально техническое обеспечение и снабжение

II изготовление продукции

III складирование , доставка, распределение

IV маркетинг и продажа

V Обслуживания товара – потребителя

1 Управление персоналом

2 Организационно управленческая структура

3 Технологическое обеспечение

4 Обеспечения предприятия внутри предприятия (мебель, канцелярия итд)

 

Семинар 5.10.2011

Новикова Юлия Викторовна (Среда и Понедельник)

Зачет сдаем.

Выбрать компанию, которую интересно изучать. Или придумать самостоятельно. Лучше малый бизнес.

Рабочие листы. Письменный вид.

Общие понятия о стратегии и планировании.

Стратегия – (Чандлер) основные долгосрочные целей и задач предприятия, и утверждения курса действий, распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей.

 

Ансофф : Стратегия – набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своих действиях.

4 групповые стратегии: (дома)

Свойства:

1. Процесс выработки стратегии не заканчивается, каким либо немедленным действием.

2. Сформулированная стратегия должна быть использована для разработки стратег проектов методом поиска.

3. Необходимость в данной стратегии отпадает, как только реальный ход событий выведет организацию на желаемое развитие.

4. В ходе формулирования стратегии нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении проектов конкретных мероприятий.

5. При появлении более точной информации может быть поставлено под сомнение обоснованность к первичной стратегии.

Минцберг: Стратегия – «5P» План(действия), Шаблон (особенности поведения высшего руководства организации), Позиционирование (соотношения предприятия и внешней среды), Перспектива («план завоевания мира»), Уловка(отвлекающий маневр, не очевидна для конкурентов).

 

3 модели: Гарвардская школа

Модель Ансоффа

Модель Стейда

 

Планирование:

краткосрочное, среднесрочное, долгосрочное

Целеполагание

ДЗ Рабочий лист №1.

Swot анализ

 

ВСЕ СДЕЛАТЬ В ТАБЛИЦЕ

+ _

Внутренние Сильные Слабые

 


Внешние Возможности Угрозы

 

Какие сильные стороны могут противостоять угрозам

Какие слабые будут мешать возможностям.

 

 

Лекция 19.10

 

Самоконтроль своих действий на рынке- качество выпускаемой продукции, продуманной с точки зрения социальной ориентации политики социального ценообразования, цивилизованную борьбу с конкурентами за рынок сбыта.

На выработку миссии влияют факторы:

1. история предприятия

2. особые приемущества в области конкурентной борьбы

3. возможности и угрозы которые опрежделяются на этапе стратег анализа

4. влияние стэкхолдеров – группа людей которые либо зависят от организации , либо сами влияют на достижении цели и её функционирования.

a. внутренние : владельцы, сотрудники,

b. на рынке: поставщики конкуренты и покупатели

c. внешние: все остальные

Кроме миссии на процесс выработки цели накладывает свой отпечаток система ценностей высшего руководства.

Выделяют 3 фактора которые определяют ценности руководства:

1. внешние влияния ценности общества и соответствующего класса, к которому относится топ менеджер

2. природа бизнеса, вместе с рыночной ситуацией и важностью производимого продукта, с точки зрения удовлетворения потребностей общества

3. культура компании включая историю компании, практикуемый стиль управления, имеющиеся системы планирования и контроля

личные цели менджера обычно определяются как совокупность факторов

1. достижения – профессиональное овладение теми функциями, которые необходимо реализовать менеджеру на своем рабочем месте

2. экономическая безопасность – общий объем вознаграждений и соотносятся к тому стандарту жизни, который присущ соответствующему классу, которому принадлежит менеджер.

3. психологический комфорт – раскрыт в качестве некоторых личных целей, карьера, персональный статус, угроза увольнения итд.

Недостаточная реализация хотя бы одного из факторов приводит менеджера в состояние некоторого конфликта с предприятием как системы.

 

Семинар 19.10.11

анализ внешней деловой окружающей среды
Контур стратегического планирования:

Ценности
функциональные стратегии


Ресурсы конкретные

и возможности действия

Разработка базовой стратегии
Стратегический анализ
целеполагание
процесс согласования
Контроль оценка эффективности, реализация
Анализ ресурсного потенциала
Миссия
Бизнес проекты

 


Продукты и рынки

 

 

анализ цель средства посредства реализация

 

 

1. процесс стратегического планирования – последовательность 3х этапов: анализ, целеполагание и выбор.

2. Стратегия предприятия строится по иерархическому принципу.

3. Стратегическое планирование – процесс непрерывный.

Базовая стратегия – основной курс действий при реализации приоритетных целей развития предприятия, в рамках имеющихся ресурсов, альтернатив, конкретных решений.

Подход Ричардсона и Ричардсона

Разделили подходы планирования на предприятии

1. корпоративное планирование – один вид продукта

2. итеративное планирование – децентрализованный подход, деструктивный подход, диверсицифицированное предприятие – несколько разных видов продукции

3. интуитивное планирование – «стратегический дрейф»

4. хаотическое планирование – отсутствие планирования

Схема перспективного планирования

сверху вниз

снизу верх

интерактивная (объединяет)

 

ДЗ: рабочий лист № 2,3,4

миссия с разных точек зрения (социальная экономическая итд)

не надо ранжирование по рейтингу!!!

количественные цели (на сколько)

Этапы стратегического планирования – записать и знать

Семинар 30.11.2011

Стратегический анализ – этап предплановых исследований на котором системно анализируются факторы внешней и внутренней среды, для определения текущего состояния дела предприятия и выявлений его дельнейшего развития.

Киперман стратег анализ – диагностика предприятия

4 раздела:

1. Анализ производственной деятельности

2. Анализ инвестиционной деятельности

3. Анализ социального развития предприятия

4. Финансовые показатели деятельности выводы и предложения

Стратегический анализ

 

Анализ внешней деловой окруж среды

Анализ ресурсного потенциала

 

Ближняя окр среда Дальней окр среды

 

pest анализ

некий инструмент

Политический фактор: выборы президента РФ, выборы в гос думу и др. Изменение в законодательстве, вступление в ВТО, гос регулирование в отрасли, гос регулирование в конкуренции.

Экономические факторы: динамика ВВП и ВНП инфляция, динамика курса рубля или других валют, динамика ставки рефинансирования цбрф, динамика занятости, объемы платежеспособного спроса, повышение цен поставщиков.

Социальные : изменение в базовых ценностях, изменение в стилях и уровнях жизни. Демографические изменения. Религиозный фактор. Влияние СМИ.

Технологические факторы: тенденции ниокр, развитие технологий, новые патенты новые продукты.

Анализ дальней окр среды

Анализ конкурентного окружения.

Портер

Конкуренция

Представил, что существует на рынке 5 сил конкуренции:

1.Угроза появления новых конкурентов в отрасли.

2.Способность покупателей добиваться снижения цен.

3.Способность ваших поставщиков добиваться повышение цен на их продукцию.

4.Угроза появлением на рынке заменителей ваших продуктов и услуг.

5.Степень ожесточенности борьбы между существующими в отрасли конкурентами.

борьба между Существующими конкурентами
Появление прямых конкурентов
власть поставщиков
власть покупателя

 

 


появление товара заменителей

 

7 барьеров для вступления на рынок:

1. экономия за счет масштабов деятельности

2. дифференциация продуктов

3. потребность в капиталовложениях

4. издержки переключения

5. Доступ к каналам распределения

6. Издержки возникающие независимо от масштабов деятельности.

7. Правительственная политика

ДЗ листы 5,6,7

Матрица БКГ

более одного вида продукции – портфель продукции

темпы роста рынка

Звезды знаки вопроса – трудные дети

 

 


дойная корова собаки

 


низкая

высокая рыночная доля низкая доля

 

Лекция 4: Процесс целеполагания. Определение миссии предприятия и ценностей высшего руководства. Организационная культура предприятия. Формулирование целей развития предприятия.

Лекция 5 : Модели стратегического выбора

Лекция 6: Функциональные стратегии развития предприятия.

Лекция 7: Продуктовые стратегии. Разработка бизнес плана.

Лекция 8: стратегическое планирование в условиях диверсификации.