Вопрос 4. Консюмеризм, этика бизнеса.
Консюмеризм — это общественное движение, направленное на обеспечение прав потребителей. Одной из целей консюмеризма является регулирование деятельности производителей и продавцов товаров, а также других участников инфраструктуры бизнеса, в частности рекламных агентств. Поэтому консюмеризм связан с ограничением влияния специалистов по маркетингу на потребительское поведение.
Консюмеризм как общественное движение составляют три основные группы: 1) группы, ориентированные на потребителей, озадаченные преимущественно ростом потребительского сознания и предоставляющие потребителям информацию для более обоснованного выбора. Это союзы и конфедерации потребителей, “Greenpeace” (известный акциями по защите природной среды); 2) государство, действующее посредством законодательства и регулирования и 3) бизнес, действующий посредством конкуренции и саморегулирования в интересах потребителей.
Консюмеризм берет свое начало в США, откуда позднее произошло его распространение в другие страны. Аналитики потребительского поведения даже делят историю американского консюмеризма на этапы, демонстрирующие эволюционный характер его развития. Консюмеризм в США начался с борьбы с недоброкачественной продукцией, затем перешел к антимонопольной борьбе и контролю за продуктами питания и лекарствами, потом - к борьбе с нечестной торговой практикой, недостоверной рекламой и маркировкой, далее - к проблемам защиты окружающей среды, к борьбе с недостоверной информацией о воздействии продуктов на здоровье и к регулированию рекламы для детей.
Осуществляя маркетинговую деятельность, компании должны учитывать права потребителей и нести ответственность за их реализацию. Это международно-признанные права потребителей на безопасность, информированность, выбор и право быть услышанным.
Право потребителей на безопасность означает защиту потребителей от маркетинга товаров, опасных для здоровья и жизни.
Право потребителей на информированность означает защиту от жульнической или вводящей в заблуждение информации, рекламы, маркирования и предоставление фактов, необходимых для информированного выбора. Информация о товарах, предъявляемая потребителю изготовителем (исполнителем услуг, продавцом), должна содержать обозначения стандартов соответствия, сведения об основных потребительских свойствах, цену и условия приобретения, гарантийный срок, правила и условия эффективного и безопасного использования.
Одним из основных источников информирования рынка о потребительских товарах являются СМИ и размещаемая в них реклама. В период бурного развития массовых коммуникаций реклама - одна из сфер маркетинговой деятельности, где право потребителей на информированность может нарушаться. В законе РФ «О рекламе» дается характеристика недобросовестной, недостоверной, неэтичной и заведомо ложной рекламы, которая не допускается. Право на информированность потребителя связано с его правом на выбор. Достоверная информация необходима для правильного выбора альтернативы покупки.
Право потребителя на выбор означает гарантированный доступ к разнообразию продуктов и услуг по конкурентным ценам. Удовлетворенность потребителя предполагает возможность оценивать альтернативы на рынке. Консюмеристы утверждают, что крупные корпорации ограничивают выбор потребителя, затрудняя выход на рынок других производителей. Правовая база – законодательство в сфере торговли, торговых сетей, антимонопольное законодательство.
Право быть услышанным означает гарантию полного и благожелательного учета интересов потребителей в формулировании государственной политики. Потребитель имеет право выражать неудовлетворенность продуктом и на предъявление и разрешение своих претензий. Инструмент – «горячие» телефонные линии, консультации потребителя в режиме реального времени и пр.