Система информации маркетинговых исследований

В современных условиях важной областью стало информационное обеспечение, которое состоит в сборе и переработке информации, необходимой для принятия обоснованных маркетинговых решений. Для современных условий характерно применение высокоэффективной внутрифирменной системы информации, основанной на использовании новейших технических средств автоматизированной обработки цифровой и текстовой информации, объединенных в единую внутрифирменную сеть посредством системы связи.

Информационная система маркетинговых исследований представляет собой совокупность информационных процессов для удовлетворения потребности в информации разных уровней принятия маркетинговых решений.

Внутрифирменная система информации выполняет следующие функции:

- определение потребности каждого конкретного руководителя в характере и содержании необходимой информации для целей оперативного управления производственно-сбытовой деятельностью фирмы;

- определение потребностей в технических средствах фирмы в целом и каждого управляющего для обеспечения всей необходимой информацией;

- централизованное планирование всех затрат на приобретение, аренду технических средств для обеспечения бесперебойного функционирования системы информации;

- обеспечение должного уровня сбора, хранения и предоставления информации.

Информационная система маркетингового исследования отличается определенной сложностью и многообразием. Обычно при проведении маркетинговых исследований используется информация, полученная на основе первичных и вторичных данных.

Первичные данные получаются в результате специально проведенных для решения конкретной маркетинговой проблемы так называемых полевых маркетинговых исследований; их сбор осуществляется путем наблюдений, опросов, экспериментальных исследований, выполняемых над частью общей совокупности исследуемых – выборкой.

Под вторичными данными, применяемыми при проведении так называемых кабинетных маркетинговых исследований, понимаются данные, собранные ранее из внутренних и внешних источников для целей, отличных от целей маркетинговых исследований. Другими словами, вторичные данные не являются результатом проведения специальных маркетинговых исследований.

Кабинетные исследования являются наиболее доступным и дешевым методом проведения маркетинговых исследований. Для малых, а порой и средних организаций – это практически доминирующий метод получения маркетинговой информации.

Внутренними источниками маркетинговой информации служат отчеты компании, беседы с сотрудниками отделов и руководителями, бухгалтерские и финансовые отчеты, отчеты руководителей на собраниях акционеров, сообщения торгового персонала, протоколы заседаний, деловая корреспонденция и др.

1. Внешними источниками являются данные международных организаций; законы, указы, постановления государственных органов; выступления государственных, политических и общественных деятелей; данные официальной статистики, периодической печати, результаты научных исследований и т.п. К источникам внешней информации также относятся: выставки, ярмарки, совещания, конференции, презентации, дни открытых дверей и т.п.

Сбор вторичной информации обычно предшествует сбору первичной информации.

Вторичные данные помогают исследователю более глубоко ознакомиться с ситуацией в отрасли, с тенденциями изменения объема продаж и прибыли, конкурентами, достижениями науки и техники и т.п. К недостаткам вторичной информации относится возможная нестыковка единиц измерения, использование различных определений и систем классификаций, разная степень новизны, невозможность оценить их достоверность.

Внешнюю информацию можно подразделить на официально опубликованную, доступную для всех и на так называемую синдикативную информацию, недоступную для широкой публики и издаваемую отдельными организациями; такая информация приобретается платно. Основные каналы (источники), содержание, доступность и способ получения информации получателем отражены в таблице 2.

Таблица 2 - Источники информации в маркетинговых исследованиях

Канал (источник информации) Содержание информации Доступность информации Способ получения информации получателем
Публикации в официальных, научных, публицистических, рекламных изданиях; бюллетнях, справочниках, регистрах, СМИ, Интернет и т.д. Статистическая информация, методики, научные исследования и учебники, информация о предприятиях, конъюнктурная и рекламная информация Общедоступна Через библиотеки, рассылка подписчикам, покупка в магазинах и др., посредством радио, телевидения, бюро вырезок, сети Интернет
Информация, приобретаемая на коммерческой основе у органов государственной статистики, консалтинговых и других фирм Статистическая информация, методики, факты, модели, рекомендации Недоступна для неспециалистов Покупка у владельца информации
Информация, извлекаемая из публикаций, так называемое бюро вырезок по теме заказчика Контент-анализ (количественные методы анализа документов), группировка источников по какому-либо признаку Заказная, целенаправленная Заказ на подбор определенной информации из разных публикаций
Внутрифирменные бухгалтерский и статистический учет и отчетность Всесторонняя экономическая и финансовая характеристика производственного (торгового) потенциала фирмы Доступна для маркетинговой службы фирмы Поступает по распоряжению руководства фирмы
Обмен информацией между участниками интегрированного канала товародвижения Производитель информирует о товаре, дистрибьютор – о рынке и т.д. Доступна только для участников канала Обмен информацией осуществляется в соответствии с договоренностью
Специальные обследования, мониторинги, опросы Единовременные и систематические оценки рыночной ситуации и характеристика поведения потребителей Доступна для организаторов обследований Обследования проводятся по решению руководства фирмы
Панели потребителей или специалистов Всесторонняя характеристика доходов и расходов потребителей, оценка факторов, влияющих на спрос Доступна для организаторов панели Постоянная выборочная совокупность; информация поступает руководству фирмы – организатору панели
Сеть торговых корреспондентов Неформальные оценки рыночной конъюнктуры и потребительского поведения Доступна для службы маркетинга фирмы Формируется решением руководства фирмы
Экспертные оценки Оценки, выводы, прогнозы Доступна для заказчика Группа экспертов приглашается руководством фирмы
Эксперимент Позволяет выявить пропорции и взаимосвязи, в частности эластичность спроса Доступна для службы маркетинга Проводится службой маркетинга одновременно с пробным маркетингом