Программа образования
Современная программа школьного образования построена таким образом, как будто все 100% выпускников собираются продолжить свое обучение в институтах. Поэтому знания, т.е. получение большого количества информации, становятся самоцелью обучения. В результате чего школа становится ареной борьбы, причём даже не за знания, а за оценки. Тестовая система оценки знаний в виде ЕГЭ только усугубляет это положение. Педагогические методы становятся агрессивными, т.к. идёт уже не обучение, а натаскивание, не развитие, а зубрёжка.
В то время как педагогика при современных социальных условиях должна быть, прежде всего, гуманистической. Школа не должна перегружать учащихся информацией. Она должна давать, главным образом, способы и навыки к самообучению. Не нужно всех готовить к поступлению в ВУЗ. Нужно лишь построить обучение таким образом, чтобы в любой момент учащийся смог организовать себя так, чтобы усвоить нужный объем информации за необходимый отрезок времени. А это уже проблемы самовоспитания, а не образования. Поэтому и сама программа образования должна строиться так, чтобы вопросы воспитания стояли на первом месте.
Реализация реформы образования начинается с качественного изменения предметов, изучаемых в школе. Основными предметами обучения в школе должны стать: психология, философия, естествознание, искусство (или мировая культура), физическое воспитание. Но в первую очередь упор надо делать на обучение психологии, потому что не возможно познать мир, не познав себя. Поэтому всякое обучение должно начинаться с того, что человек познает себя.
Психология, как предмет изучения, должен научить ребят правильно работать с собой и над собой, избегать физических и психических перегрузок. Хотя совсем не обязательно называть этот предмет психологией, можно назвать человековедением или человекознанием. Но суть этого предмета в том, что человек должен знать о себе все! Школа должна давать знания не только о строении внутренних органов и способах размножения, но и предоставлять полные знания о процессах, которые происходят в глубине человеческой души.
Обучение психологии и психотренинги должны быть в программе обучения с первого класса. Ведь прежде чем чему-либо научить ребёнка, ему надо освоить способы самоконтроля, т.е. умению сосредоточить собственное внимание, контролировать его длительное время, даже просто усидеть 40 минут на одном месте. Но этому может научить лишь опытный психолог. Школа же этому не учит, дома тем более не уделяют должного внимания этой проблеме, поэтому часть одарённых детей из-за чрезмерной подвижности получают ярлык трудновоспитуемых на всю оставшуюся жизнь. Обучение этим приёмам в игровой форме позволит ребёнку в дальнейшем без труда продуктивно заниматься на уроках, что даст возможность учиться без обязательных домашних заданий. Научить же читать и писать при высокой самоорганизации детей уже не составит никакого труда.
На уроках психологии нужно вести разговор о природе конфликта, о том, как сдержать себя, чтобы не быть втянутым в ссору, драку. Как снимать внутреннее психологическое напряжение, не доставляя при этом неприятностей окружающим. Ребенок должен знать, какие психологические приёмы он может противопоставить при угрозе собственной жизни, как не попадать в экстремальные ситуации. Он должен научиться принимать себя таким, какой он есть, что не даст развиваться комплексам. Он не должен оставаться один на один с собственными страхами и проблемами.
должен оставаться один на один с собственными страхами и проблемами.
Работа в группах психотренинга показывает, что коллективная работа сглаживает недоверие и конфликты между ее участниками, люди становятся более открытыми друг другу. Когда же формируется такой коллектив с первого класса, то результаты могут быть очень высокими. Трудно переоценить форму такой работы, ведь в этом коллективе будет очень высокой и взаимовыручка, и взаимопомощь отстающим, и реальная поддержка в трудных жизненных ситуациях.
Умение понимать, что такое психологическая манипуляция, отслеживать, когда человеком пытаются манипулировать - это тоже задача воспитания. Отмечая психогенное воздействие, человек не способен попасть под влияние, например, какой-нибудь секты, т.к. его мышление будет осознавать, когда им пытаются манипулировать.
На сегодняшний день уже существует огромное количество методик по работе с подростками, среди которых есть немало групповых форм работы. В целом эта деятельность подразумевает три основных направления: групповая психотерапия, групповое психологическое обучение, групповой личностный тренинг (или тренинг личностного роста).
В процессе обучения понятие о психотерапии и знание психотехник, которые способны выводить субъекта из стрессовых состояний, уменьшать напряжения внутренних состояний, снимать психические перегрузки, должны быть даны на том этапе, когда ребенок начинает их осознавать и впервые сталкиваться с ними, особенно это важно в переходный подростковый период.
личностный тренинг, который определяется ими и как групповой динамический тренинг, и как тренинг сензитивности, и как тренинг личностного роста. Основной его целью является развитие и совершенствование способности человека воспринимать и понимать самого себя и других людей в контексте группового взаимодействия, иными словами, повышение чувствительности к групповым процессам, собственной личности и другим людям.
Знания психологии помогут противостоять тем вызовам, которые бросает современная жестокая жизнь с постоянно возрастающими нагрузками, усложнением системы связей с миром, мощным информационным потоком, ускорением хода событий и всеобщем стрессе.